Программу абонемента, посвященного 150-летию со дня рождения одного из крупнейших русских композиторов, Сергея Рахманинова, откроет выступление Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова, солист – один из самых востребованных музыкантов мира, Фредди Кемпф. Карьера пианиста тесно связана с Россией на протяжении более чем двадцати лет – с тех пор, как в 1998 году он стал лауреатом Конкурса имени Чайковского; конечно, эта победа принесла ему и международное признание, все эти годы он сотрудничает с лучшими оркестрами и дирижерами мира.
В первую программу абонемента вошли два рахманиновских симфонических шедевра из числа последних написанных в России. Вторая симфония, прозвучавшая впервые в 1908 году, стала большим событием: во-первых, в эти годы композиторы первой величины обращались к этому масштабному концептуальному жанру нечасто (предыдущими крупными событиями стали Восьмая симфония Глазунова (1906) и Третья симфония Скрябина (1905)); во-вторых, возвращение к симфонии было знаковым и для самого Рахманинова, глубоко, до утраты способности сочинять, травмированного провалом своей предыдущей симфонической партитуры. В неудаче той премьеры часто обвиняют стоявшего за дирижерским пультом Александра Глазунова: возможно, чтобы исключить подобный риск на этот раз, автор дирижировал ею сам. Главной темой симфонии называют тему родины: принадлежность к русской культуре, связь с Россией особенно остро переживались крупными художниками в те годы – после Первой русской революции, ставшей лишь первым звеном в цепи предстоявших потрясений.
Вообще же для Рахманинова тема родины была одной из главных: его преемственность отечественным музыкальным традициям XIX века и воплощенное в опоре на них ощущение бесконечности, красоты и, вместе с тем, трагизма, тоски, обреченности – в той или иной степени пронизывают большинство его сочинений.
Глубокая связь с русской культурой естественным образом проявилась и в Третьем фортепианном концерте (1909): показательно, что относительно происхождения начальной его темы было высказано множество догадок – прототип видели и в народных мелодиях, и в старинном знаменном распеве – в то время как сам Рахманинов писал, что подобных источников у этой мелодии нет, она «написалась» сама, став одним из ярчайших примеров проникновения композитора в самую интонационную суть русской мелодики. В сравнении со Вторым фортепианным концертом Третий более сумрачный, напряженный, драматический заостренный и требовательный к солисту – и к его виртуозности, и к мощи звучания; эту партитуру называют высшим воплощением «монументального фортепианного симфонизма Рахманинова».