«Пушкин и музыка»: выставка из фондов Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии и Института русской литературы РАН открылась в фойе Большого зала филармонии
Фоторепортаж

Фото: Анна Флегонтова

3 июня в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Пушкин и музыка», приуроченная к 225-летию со дня рождения поэта. В проекте представлены: уникальные партитуры, нотные автографы, афиши и программки концертов из коллекции Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, а также копии рукописных автографов и зарисовок Пушкина из собрания Института русской литературы РАН. Выставка продлится до конца концертного сезона филармонии: он завершится 28 июня. Выставка доступна для слушателей концертов Большого зала филармонии.

«Связь Пушкина и музыки многообразна. На сюжеты его произведений – как стихотворных, так и прозаических – написано огромное количество гениальных музыкальных произведений. Но ведь и в произведениях Пушкина звучит музыка – и это тоже предмет для изучения как филологов, историков, так и музыковедов. Собственно это обстоятельство и стало стержнем концепции той выставки, которую вы видите, – отметила Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, – Выставка размещена в знаковом месте для Петербурга – для его истории, литературы и музыки. Здесь – Большой зал Петербургской академической филармонии имени Шостаковича, здесь – Петербургское Дворянское собрание, со светской жизнью которого связана биография Пушкина».

Фото: Анна Флегонтова

«Институт русской литературы Российской академии наук сохраняет свое историческое название – Пушкинский дом. Наверное, в академической системе нет другого такого учреждения, института, который бы носил такое теплое, уютное название, – рассказала Татьяна Краснобородько, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда, – Я бы определила Пушкинский дом как то единственное место в мире, где хранится полный Пушкин – практически весь, 98% всех известных рукописей. Режим хранения строгий, регламентный, поэтому рукописи не покидают стен Института. Но в торжественные юбилеи мы отпускаем рукописи поэта (конечно, не оригиналы, а копии) по всей стране – как посланцев Пушкинского дома.

Накануне 225-летия со дня рождения поэта сканы его рукописей переданы в Румянцевский музей – филиал Музея истории города, они отправляются в Архангельское в гости к князьям Юсуповым, в Юсуповскую усадьбу, в Оренбург, по местам Пугачевского восстания и – в Петербургскую филармонию».

«Решение Петербургской филармонии сотрудничать с Институтом русской литературы очень естественно и исторически обусловлено – не только потому что обе наши организации играют важную роль в истории русской культуры. Хочу напомнить, что Петербургская филармония, являясь наследницей Придворного оркестра, ведущего историю от 1882 года, как институциональная организация возникла все же в 1921 году и находилась она в ведомстве Главнауки, которое было тогда подразделением Народного комиссариата просвещения, куда входил и Пушкинский дом тоже, так что мы в каком-то смысле родственники», – отметил Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии. 

В выставочном проекте представлены уникальные партитуры, нотные автографы, афиши и программки концертов из коллекции Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, а также копии рукописных автографов и зарисовок Пушкина из собрания ИРЛИ РАН.

Среди экспонируемых реликвий: экземпляр партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Данный экземпляр был приобретен Придворным оркестром в Санкт-Петербурге 5 марта 1903 года, о чем свидетельствует надпись и подпись издателя Василия Бесселя, подтверждающая право владения приобретенным экземпляром. Кроме того, на выставке можно увидеть партитуру Торжественной кантаты Александра Глазунова, написанной в память столетия со дня рождения Пушкина, изданную в Лейпциге издательством Митрофана Беляева в 1900 году. Партитуры опер Александра Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость» из библиотеки Николая Финдейзена, музыкального критика, издателя «Русской музыкальной газеты», заведующего музеем Петроградской (Ленинградской) филармонии.

Среди прочих редких изданий и рукописных нотных альбомов на выставке представлен нотный автограф Михаила Гнесина 1936 года «Песня Лауры» к «Каменному гостю» с пометкой автора о специальном сочинении для Ленинградской филармонии, а также каталоги и справочники советского периода о выходе в печать музыкальных произведений, созданных по мотивам произведений Пушкина, статьи и монографии о роли музыки в жизни и творчестве поэта и его роли в музыкальном искусстве.

Кураторы не оставили без внимания и серию памятных мероприятий, проходивших в Советском Союзе и за рубежом в 1937 году, посвященных 100-летию со дня смерти поэта. Ленинградская филармония принимала участие в юбилейных днях, в ее стенах проходила выставка «А.С. Пушкин в музыке» и был создан рукописный Альбом с одноименным названием. Сегодня эти реликвии из фондов Музыкальной библиотеки филармонии также представлены на выставке «Пушкин и музыка».

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»