Российская премьера сочинения Луиджи Ноно, посвященная 100-летию со дня рождения композитора, продолжила новый абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое»
Фоторепортаж

Ярослав Забояркин. Фото: Анна Флегонтова

21 февраля в Большом зале Петербургской филармонии впервые в России прозвучала «Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» для флейты и камерного оркестра Луиджи Ноно – итальянского авангардиста, одного из крупнейших композиторов XX века. Исполнение посвящено 100-летию со дня его рождения. Также в программе – знаменитые концерты «Времена года» Антонио Вивальди, Адажио для органа и струнных, Концерт для струнных и континуо Томазо Альбинони.

На сцене в этот вечер выступили Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослав Забояркина и солисты – флейтистка Марианна Мурзина, скрипачка, солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки Анна Савкина. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Концерт 21 февраля продолжил программу нового абонемента Петербургской филармонии «Классика. Новое». Поскольку все композиторы, чья музыка прозвучит в этот вечер, родились в одной из крупнейших музыкальных столиц мира – Венеции – концерт получил название «Три великих венецианца».

Ярослав Тимофеев. Фото: Анна Флегонтова

Абонемент «Классика. Новое» открылся 25 ноября концертом к 100-летию со дня рождения Дьердя Лигети. В четырех концертах абонемента известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Вивальди, Чайковского и Дебюсси до Дьердя Лигети, Луиджи Ноно и Тору Такемицу. В июньской программе абонемента запланирована мировая премьера: специально по заказу филармонии петербургский композитор Настасья Хрущева создаст совершенно новое сочинение для симфонического оркестра. Четыре концерта абонемента – это увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики и погружение в новую музыку.

«Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» (1952-1953) – раннее сочинение Луиджи Ноно. Одна из трех эпитафий, посвященных погибшему в 38 лет испанскому поэту, она не содержит вокальной партии, зато предваряется заголовком из стихотворения «Погребальный плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» – знаменитому тореадору, другу Лорки, смертельно раненому на арене: «Y su sangre ya viene cantando» – «Льется кровь его, как песня». Ноно воссоздает в звуках атмосферу текста, используя солирующую флейту и поручая развернутые сольные фрагменты другим оркестровым инструментам.

Луиджи Ноно – один из крупнейших композиторов-авангардистов XX века. Он стал одной из центральных фигур знаменитых Дармштадтской курсов в первые годы их существования: важнейший центр обмена опытом в области радикальных музыкальных практик, существующий и сегодня, сыграл ведущую роль в развитии музыки второй половины XX века. 

Именно Ноно принадлежит сам термин «Дармштадтская школа»: так он описал музыку, созданную в 1950-е годы им самим, а также такими крупнейшими авангардистами, как Пьер Булез, Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокхаузен. Композитор сравнивал значение школы с ролью течения Баухаус в изобразительном искусстве и архитектуре.

Член итальянской коммунистической партии, Луиджи Ноно неоднократно приезжал в СССР. В 1975 году выдающийся режиссер Юрий Любимов осуществил первую постановку оперы Ноно «Под жарким солнцем любви» на сцене миланского театра Ла Скала.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»