Международный фестиваль «Музыкальная коллекция» продолжится программой из шедевров русской музыки: в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса прозвучат Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова, сольную партию в котором исполнит солист Санкт-Петербургского Дома музыки Алексей Мельников, а также Четвертая симфония Сергея Прокофьева.
Сергей Рахманинов – любимый миллионами композитор, сохранивший верность романтической эстетике вопреки всем стилистическим потрясениям XX века: его Второй фортепианный концерт – один из главных шедевров столетия, символ преодоления глубочайшего кризиса и возвращения к полной композиторской жизни.
Младший современник композитора, Сергей Прокофьев, напротив, стал одним из самых ярких олицетворений новейшего времени: с первых же сочинений за ним закрепилась репутация «музыкального хулигана», «музыкального варвара» – с учтивого неоклассицисисткого тона он легко переключался на едкий сарказм и гротеск, и все это в пространстве эксперимента и нагромождения диссонатных гармоний.
Покинув родную страну в год революции, Прокофьев провел двадцать бурных лет на Западе – выступал как пианист и дирижер, много гастролировал, писал на заказ – в том числе, для дягилевских «Русских сезонов». В это время он создал самые радикальные сочинения: к 1936 году, когда композитор вернулся в СССР, в его стиле произошел поворот к так называемой «новой простоте» – и это было как нельзя кстати, ведь в новой Советской России художникам была дана установка на соцреализм, то есть искусство, понятное широким массам.
Четвертая симфония существует в двух редакциях – она была написана в 1929 году, премьера состоялась в 1930-м, на концерте к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, которому и была посвящена партитура. Как часто бывало у Прокофьева, симфония «выросла» на материале театрального сочинения, над которым композитор работал в это же время: так, Второй скрипичный концерт хранит на себе отсвет музыки балета «Ромео и Джульетта», Третья симфония восходит к опере «Огненный ангел», а Четвертая – к балету на библейский сюжет «Блудный сын», написанному для дягилевской антрепризы.
В 1947 году, уже в СССР, композитор переделал партитуру настолько основательно, что время ее звучания увеличилось в полтора раза, а сама эта версия получила самостоятельный опусный номер – именно она и прозвучит на концерте.