XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» завершится выступлением старейшего симфонического оркестра страны – Заслуженного коллектива России. Под управлением народного артиста России, главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева прозвучат музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, вариации «Энигма» Элгара и Третий фортепианный концерт Прокофьева, солист – один из лучших пианистов наших дней Николай Луганский.
Фестиваль, основанный в 1999 году Юрием Темиркановым, второй раз проходит без своего многолетнего художественного руководителя: и, если в формировании фестивальной программы в 2023 года Юрий Хатуевич принимал участие, нынешний фестиваль – первый, спланированный без него.
Тем не менее, фестиваль естественным образом сохраняет связь с творческой индивидуальностью своего основателя: сохраняется традиция открывать и закрывать фестиваль выступлением Заслуженного коллектива России, который Юрий Темирканов возглавлял 35 лет, в программах фестиваля звучат репертуарные сочинения дирижера – в полной мере это относится и к программе концерта-закрытия, солистом в заключительном концерте XXIV фестиваля выступит один из любимейших пианистов Юрия Хатуевича.
Третий концерт Прокофьева, который исполнит с оркестром Николай Луганский, – намного более зрелый и взвешенный по сравнению с двумя его не лишенными эпатажа предшественниками.
При неизменной свежести, смелости и яркости музыкального языка Прокофьева провокативность и «хвастовство приемами» уступает здесь место балансу выразительных средств, подчиненному содержанию. Головокружительная ультравиртуозность сольной партии, искрящийся небывалыми красками оркестр – не самоцель, но выражение стихии движения как самой радости жизни. Ей контрастирует изысканная изящность неоклассицистской второй части и разлитая по всей партитуре проникновенная, однако лишенная какой бы то ни было сентиментальности, переливающаяся первозданной чистотой лирика.
Написанный за границей, Концерт пронизан интонациями русской народной музыки: это не цитаты, но использованные как «строительные единицы» характерные краткие попевки – например, открывающий сочинение наигрыш, из которого по сути вырастает вся первая часть; а также собственные мелодии, написанные по тем же законам, по которым живет народная музыка.
Проводить параллели между музыкой и биографией ее автора – занятие неблагодарное; зачастую их «события» происходят будто в параллельных измерениях, не влияя и не обуславливая друг друга. Но все же: зрелость Третьего концерта, переполняющая его радость жизни и нежность лирических страниц воспринимаются ярче и острее, если помнить, что в годы работы над этой музыкой Прокофьев переживал один из самых ярких своих романов – с испанской певицей Каролиной Кодиной, которая спустя несколько лет стала Линой Прокофьевой.