Линия времени

«Зал встал, выражая свое ликование, будто пришла уже победа»
О московской премьере Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, с триумфальным успехом исполненная 5 марта 1942 года в Куйбышеве, вызвала невероятный общественный и культурный резонанс. По словам самого композитора, вскоре после премьеры ноты симфонии были разосланы во многие города СССР, в том числе в Новосибирск, Фрунзе (Бишкек), Ташкент, Свердловск. В течение 1942 года симфония прозвучала в Новосибирске, Ленинграде, Ташкенте. Но первой в этой череде городов, которые приняли концертную эстафету от Куйбышева, стала Москва.

Фото с премьеры. Фотограф: И. Шагин

Решение об исполнении симфонии в столице, вероятно, было принято в течение нескольких дней после куйбышевской премьеры. 8 марта 1942 года Шостакович телеграфировал Ивану Соллертинскому о том, что, возможно, скоро приедет в Москву, где «предположено сыграть симфонию». Спустя три дня, 11 марта, в письме к Исааку Гликману композитор сообщал, что дирижер С. А. Самосуд уже вылетел в Москву, чтобы «сколачивать оркестр для симфонии». Вскоре в столицу прибыл и Шостакович; 21 марта он присутствовал на репетиции и дал небольшое интервью газете «Комсомольская правда», где, в частности, признался: «Я не предполагал, что моя Седьмая симфония – столь трудное для исполнения произведение, рассчитанное на большой оркестр, сумеет прозвучать в дни войны. <…> Бесконечно признателен и дирижеру, и оркестру, так хорошо сумевшим воплотить мой замысел». Одну из репетиций посетил и известный писатель-сатирик Е. П. Петров, оставив о ней воспоминания: «Посредине пустого зала, где-то в десятом или двадцатом ряду, опершись на спинку стула, сидел очень бледный и очень худой человек с острым носом, в больших светлых роговых очках, с ученическим чуть рыжеватым вихром на макушке. Вдруг он вскочил и, зацепившись за стул, как-то косо пошел, почти побежал к оркестру. Он с хода остановился у подножья дирижерского пульта. Самосуд наклонился, и они принялись горячо разговаривать. Это был Дмитрий Шостакович» («Литература и искусство», 4 апреля).

«Вечерняя Москва» 30 марта1942 г., фото с премьеры. Фотограф: Л. Смирнов

Для московской премьеры был собран Объединенный оркестр филиала Большого театра и Всесоюзного радиокомитета. В его состав вошли 130 человек, в том числе и известные музыканты: заслуженные артисты РСФСР альтист С. Н. Егорьев и скрипач М. И. Каревич, заслуженный деятель искусств М. Н. Тэриан, виолончелист С. Н. Кнушевицкий, гобоист Н. Н. Солодуев, трубач С. Н. Еремин, кларнетист А. В. Володин. Среди музыкантов были и друзья Шостаковича — участники Квартета имени Бетховена скрипачи Д. М. Цыганов, В. П. Ширинский и виолончелист С. П. Ширинский, впервые исполнившие многие камерно-инструментальные сочинения композитора.

Московская премьера была назначена на 29 марта 1942 года в Колонном зале Дома союзов. В этом, одном из крупных центров общественно-политической и культурной жизни столицы, с 1920-х годов проходили международные конгрессы, научные конференции, чемпионаты по шахматам. С началом войны здание на Большой Дмитровке, 1 превратилось в военный объект: здесь располагался штаб Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР, выполнявшей специальные задания по обороне центральной части города. В марте — апреле 1942 года, по окончании боевых действий под Москвой, Дом союзов вернулся к привычной деятельности. Московская премьера Седьмой симфонии Шостаковича стала одним из первых знаменательных культурных событий, прошедших на этой площадке.

Газета «Вечерняя Москва» 30 марта 1942 г., отзывы Оборина, Цыганова, Голованова, Алабяна

Симфония была сыграна в Колонном зале дважды — 29 и 30 марта. По сообщениям в прессе, билеты были распроданы задолго до концерта — «москвичи проявили огромный интерес к этому выдающемуся событию» («Известия», 31 марта); премьера прошла с «исключительным успехом» и была названа «подлинным праздником советского искусства» («Вечерняя Москва», 30 марта).

Яркие, живые впечатления от московской премьеры оставила поэтесса Ольга Берггольц: «В Колонный зал Дома Союзов пришли известные всей стране летчики, писатели, стахановцы. Тут было много фронтовиков <…> они приехали в Москву по делам, на несколько дней, с тем чтобы завтра вновь отправиться на поля сражения <…>. Они надели все свои ордена, пожалованные им Республикой, и все были в лучших своих платьях, праздничные, красивые, нарядные. А в Колонном зале было очень тепло, все были без пальто, горело электричество, и даже пахло духами».

В числе таких слушателей-фронтовиков был и композитор Григорий Фрид, незадолго до премьеры отозванный в Москву с Дальнего Востока. По его словам, жилье в бараках и ночные бомбежки в холодной, голодной Москве были заслонены исполнением Седьмой в набитом до отказа Колонном зале: «Каждый ощущал значительность того, что должно произойти. <…> В конце четвертой части раздался вой сирены. Воздушная тревога! На авансцену пробрался ведущий, но сказать ничего не смог. Оркестр продолжал играть. Отзвучало последнее слово литавр, фортиссимо заключительного аккорда. Самосуд опустил палочку. Раздался гром аплодисментов. Зал встал, бурно выражая свое ликование, точно пришла уже победа, и не ждали нас еще три с лишним года мужества и страданий…».

После премьерных концертов симфония была повторена в Москве еще 5 и 13 апреля. Триумфальное шествие Седьмой по миру, которая в течение 1942 года прозвучала не только в СССР, но и в Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Мехико и других зарубежных городах, только начиналось.

Мария Карачевская, кандидат искусствоведения

 
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»