Афиша

30
пятница
19:00

Дирижер – Теодор Курентзис
6+

Оркестр Рихарда Вагнера — самостоятельная, едва ли не главная действующая сила в его операх. Сопрано, тенора и басы рвутся к счастью, томятся, мечтают, страдают и умирают, но именно оркестр «объясняет», что ими движет. Тончайшие душевные устремления, малейшие колебания эмоций, неизъяснимые, но от того лишь более мощные психологические бури рождаются в оркестре и побуждают оперных героев к действиям — созидательным или саморазрушительным.

Симфонический язык Вагнера — текучий, безмерно богатый, полный открытий в сферах гармонии, композиционных приемов, инструментовки — служил предметом восхищения современников не менее, чем его революция в области музыкального театра. Николай Андреевич Римский-Корсаков писал: «Инструментовка и экспрессия у Вагнера доведены до высшей степени художественной выразительности. Ни с чем не сравнимый его колорит, изобилие оттенков, его удивительные нарастания и уменьшения звучности, блеск и поразительная сила его оркестра – поистине изумительны. В этом отношении можно быть с ним равным, но превзойти его нельзя».

В оперных увертюрах Вагнера оркестр не столько выходит на первый план (он не покидает его на протяжении любой оперы), сколько представляет своего рода дайджест музыкальных событий последующего спектакля.

В увертюре к «Тангейзеру» сонатное allegro с вакхической музыкой из грота Венеры обрамлено суровым хоралом пилигримов и мотивом покаяния. «Вступление и Смерть Изольды» — самостоятельный оркестровый опус Вагнера, созданный им в 1862—1863 годах и впервые исполненный в Санкт-Петербурге — соединяет основные точки напряжения оперы: оркестровое вступление, по словам Ромена Роллана, «…это вечное желание, которое жалобно стонет, набегает и разбивается без конца, подобно морским волнам», в то время как вторая часть оркестрового сочинения — финал оперы, Liebestod или «Смерть Изольды» – построена на мотиве блаженной смерти, достигающем экстатической мощи, а затем и катарсиса.

В увертюре к «Нюрнбергским мейстерзингерам» основные темы оперы сплетаются в изобретательной полифонической форме, примиряя между собой миры цехового музыкального мастерства и личного творческого вдохновения. Вступление к «Парсифалю» разворачивается так же медленно, как сам спектакль, который композитор именовал «торжественной сценической мистерией», и представляет слушателю темы Любви, Копья, Грааля и Веры. Тему Священного Грааля раскрывает и увертюра к «Лоэнгрину» — одно из самых широко известных концертных произведений Вагнера, поэтично описанное Шарлем Бодлером: «Помню, как с первых же тактов я ощутил одно из тех счастливых состояний, которые почти все наделенные воображением люди переживают в грезах, во сне. Я почувствовал себя свободным от уз тяжести, и память вернула мне то великое блаженство, что разлито в горних сферах».

Текст с сайта musicAeterna

Елена Поповская
сопрано
Увертюра к опере «Тангейзер»
Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда»
Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
Вступление к опере-мистерии «Парсифаль»
Вступление к опере «Лоэнгрин»
В этот день
100 лет назад
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»