Афиша

12
суббота
20:00
QR-код события

Все симфонии Брамса
Вечер второй
6+

К 140-летию коллектива

Все симфонии Иоганнеса Брамса прозвучат в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением легенды мирового исполнительского искусства, дирижера Элиаху Инбала: в программу первого вечера вошли Первая и Третья, в программу второго – Вторая и Четвертая симфонии.

Иоганнес Брамс придерживался модели многочастной симфонии, восходящей к классической традиции: на фоне одночастных программных сочинений, ставших модными в XIX веке, в эпоху романтизма, симфонии Брамса нередко получали от современников упреки в старомодности. Однако с течением времени стало очевидно их значение как музыки вневременной ценности: сегодня симфонии Брамса считаются одними из самых совершенных в европейском музыкальном наследии, наряду с симфониями Бетховена, Брукнера, Малера, Шостаковича они составляют основу мирового симфонического репертуара.

При первом исполнении Четвертой симфонии – в тесном кругу, на двух роялях – уже после первой части повисла, как говорят в таких случаях, неловкая пауза. Ее прервал влиятельнейший венский критик Эдуард Ганслик: «У меня такое ощущение, будто меня отлупили два ужасно остроумных человека». Спустя сутки от присутствовавших накануне посыпались в адрес композитора предложения о переделке партитуры: рекомендовали оформить финал как отдельную пьесу, полностью переписать вторую и третью части или даже поместить третью часть на место финала.

Неслучайно в предложениях о совершенствовании партитуры неоднократно фигурировал финал: не так просто принять то, чего раньше никто не делал. А Брамс сделал действительно невиданное – написал беспросветно трагический финал, нарисовал картину катастрофы, причем, возможно, даже не личной (так повелось еще с Бетховена – мерить романтическую симфонию человеком и его отношениями с миром), а вполне вселенского масштаба, катастрофу культуры, закат эпохи.

В этой связи неслучайными кажутся строчки из биографии композитора: «Сильнейшие художественные впечатления принесли Брамсу в это время трагедии Софокла [...] и си-минорная месса Баха, впервые полностью прозвучавшая в Вене в марте 1885 года. 1 апреля он пишет Бильроту: “Ужасно жаль, что ты вчера вечером не слышал мессу. Такого ощущения величия и возвышенности ты еще никогда не испытывал. Да и нельзя ожидать от творения рук человеческих, чтобы оно могло настолько возвысить и потрясти”».

Действительно, размах трагедии, степень накала, уровень патетики финала кажутся сопоставимыми с эффектом, достижимым в античных трагедиях. И обращение к Баху – ведь именно из его музыки рождается величественная и сокрушительная пассакалия – финальные вариации на баховскую тему – одновременно становится и данью почтения композитору, перед которым Брамс преклонялся, и символом завершения огромной эпохи.

Элиаху Инбал – выдающийся дирижер, преемник великой исполнительской традиции: он учился у Оливье Мессиана и Нади Буланже, позже большое влияние на его становление оказал Серджу Челибидаке. Дирижер, отметивший в прошлом году 85-летие, – звезда и легенда мирового исполнительского искусства: многие годы он руководил Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, был главным дирижером венецианского театра La Fenice, Чешской филармонии, Токийского столичного симфонического оркестра, Тайбэйского симфонического оркестра.

Множество записей Элиаху Инбала были удостоены престижных наград: он был первым, кто записал оригинальные версии симфоний Брукнера, он же записал циклы из всех симфоний Малера и Шостаковича. Музыкант выступает и в амплуа оперного дирижера, сотрудничая с театрами Парижа, Мюнхена, Штутгарта, Цюриха, Мадрида.

В дискографии дирижера – записи с такими коллективами, как Симфонический оркестр Франкфуртского радио, Лондонский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Венский симфонический оркестр, оркестр Романской Швейцарии и Чешский филармонический оркестр. Также на DVD записана Десятая симфония Малера в исполнении оркестра Концертгебау.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»