Афиша

28
воскресенье
19:00

Вокальный вечер
Берг, Шуман, Свиридов
6+

Прозвучат три вокальных цикла композиторов трех эпох – середины XIX века, начала XX и его заката, уже почти XXI века – Альбана Берга, Роберта Шумана, Георгия Свиридова в исполнении молодых талантливых певцов.

Цикл песен Роберта Шумана (1810 -1856) «Любовь и жизнь женщины» (на стихи Адельберта фон Шамиссо, немецкого поэта-романтика и ученого) насыщен восторженной радостью любви и написан в светлый для композитора период: 30-летний Шуман, пройдя через несколько лет мучительной «борьбы за Клару», за свою возлюбленную, венчается и абсолютно счастлив. Небывалое вдохновение и творческая энергия в тот год вылились в создание 130 песен, лучших вокальных циклов, среди которых – «Любовь и жизнь женщины».

Альбан Берг (1885 – 1935) в своем цикле «Семь ранних песен для голоса с оркестром» (1907) (в переложении для фортепиано) выступает восторженным почитателем и последователем Шумана. Наполненные обаянием юности и радостного восприятия мира, они удивительным образом по-моцартовски прозрачны, и, в то же время, насыщены романтическими вагнеровскими томлениями и шумановской ВВВ пылкостью. По выражению философа и композитора Теодора Адорно «Шуман и Вагнер здесь цитируются так, как 16-летний юноша скрывает во всех именах прошлого имя возлюбленной, произнести которое он стыдится». Написанные двадцатилетним композитором, песни были опубликованы уже зрелым мастером, Бергом – автором «Воццека», композитором-экспрессионистом, чьи оперы называли «драмами крика» за их нервную обнаженность и взвинченность. В юношеских песнях царит мир, свет и любовь и нет предвестия «драмы крика». Может быть, именно утраченная гармония заставила Берга спустя 20 лет обратиться к этим произведениям и опубликовать их, словно вступая в диалог с самим собой на расстоянии жизни.

Вокальная поэма «Петербург» Георгия Свиридова (1915 – 1998) – сочинение композитора иной эпохи, и другой страны. Для многих из нас – это произведение нашего современника на стихи самого петербургского поэта – Александра Блока, а потому очень актуальная и близкая по образам, настроениям, атмосфере каждому из нас. Вокальную поэму «Петербург» Георгий Васильевич Свиридов писал почти 20 лет и закончил в 1995 году специально для Дмитрия Хворостовского. В нее вошли девять песен. Образ Петербурга – любимого города и для поэта и для композитора, а также особенного города для судьбы России, города магически притягательного, непостижимого, всегда овеянного тайной и мистикой. Вокальная поэма – жанр, созданный Свиридовым, позволяет соединить ВВВ лирику и философскую притчу, эпос, пейзаж и драматическую сцену. Поэма «Петербург» на слова А. Блока — одно из самых значительных произведений русской музыки второй половины ХХ века.

Семь ранних песен для голоса с оркестром
(переложение для голоса и фортепиано)
«Любовь и жизнь женщины», вокальный цикл на стихи А.Шамиссо
«Петербург», поэма для баритона и фортепиано на стихи А.Блока

Организаторы

Фонд развития культуры "FES"
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»