Пресса

Денис Мацуев открыл XXII Международный зимний фестиваль «Площадь искусств»

Открытие фестиваля «Площадь искусств» состоялось 13 декабря в Большом зале филармонии. В этом году фестиваль посвящен 140-летию Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии. Как объявил художественный руководитель фестиваля Юрий Темирканов: «это будет праздник музыки длиной в двенадцать декабрьских дней, который подготовили для вас Филармония и ее партнеры по «Площади искусств». Не сомневаюсь, что каждый из вас найдет в афише фестиваля событие по душе!»

Концерт — открытие, несомненно, стал событием для всех, кому повезло попасть в этот вечер в филармонию. Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии под управлением главного дирижера народного артиста Николая Алексеева исполнил Симфонию №1 ре мажор «Классическая» Сергея Прокофьева и сюиту из музыки балета «Болт» Дмитрия Шостаковича. Вместе с солистом, народным артистом России Денисом Мацуевым, были исполнены Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром и Концерт №1 до минор для фортепиано с оркестром Д. Шостаковича.

Прославленный коллектив оркестра в сезоне 2022/2023 продолжает отмечать свое 140-летие. Напомним, что его история начинается с 16 июля 1882 года, когда по повелению Александра III был создан Придворный музыкантский хор, позже преобразованный в Придворный оркестр, который в 2017 году становится Государственным. В 1921 году оркестру предоставляется зал бывшего Дворянского собрания, где открывается первая в нашей стране филармония. В 1934 году оркестру Ленинградской филармонии присваивается звание «заслуженный коллектив Республик» — первому в стране!

Именно в этом зале 21 апреля 1918 года оркестром Ленинградской филармонии была представлена премьера «Классической симфонии» Прокофьева под управлением автора – симфонии, которая прозвучала в первом отделении концерта 16 декабря. Работу над ней композитор начал в 1916 году, но основная ее часть была создана в 1917 году, когда Прокофьев жил в дачном поселке под Петроградом, где он много гулял на природе и обдумывал композицию симфонии. Это был его первый опыт сочинения без инструмента. Сам композитор писал:  «До сих пор я обыкновенно писал у рояля, но заметил, что тематический материал, сочиненный без рояля, обычно бывает лучше по качеству». А появление названия Прокофьев объяснял позже так: «Во-первых, так проще; во-вторых – из озорства, чтобы подразнить гусей, и в тайной надежде, что в конечном счете обыграю я, если с течением времени симфония так классической и окажется». Композитор хотел сочинить симфонию в стиле Гайдна: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял бы кое-что от нового». 

Исполнение этой симфонии, которая имеет четкую и ясною композицию, которая проникнута светом и  жизнелюбием, не оставила равнодушных в зале, публика долго аплодировала оркестру и дирижеру.

А исполнение вместе с оркестром Денисом Мацуевым таких шедевров как Рапсодия на тему Паганини Рахманинова в первом отделении и Концерта №1 для фортепиано с оркестром Шостаковича во втором имело оглушительный успех. Слушатели, как всегда, получили истинное удовольствие от игры Мацуева. Блистательный пианист продемонстрировал все свое мастерство и вызвал еще больший восторг у слушателей, сыграв дважды на бис. После исполнения на бис музыки Грига, произошел забавный случай: возможно, зрители вошли в ритм шествию гномов и после того, как Мацуев покинул сцену, устроили шествие на выход. Администрации пришлось сделать объявление о том, что концерт еще не завершен и впереди будет исполнение сюиты из музыки балета «Болт» Шостаковича. Слушатели вернулись на свои места и концерт был продолжен.

Интересна история создания сюиты Шостаковича. Премьера балета «Болт» состоялась 8 апреля 1931 года в Ленинградском театре оперы и балета (ныне Мариинском), но спектакль провалился и был снят с репертуара. После провала балета у Шостаковича не было желания возвращаться к этой работе, с его согласия работу над переработкой музыки в сюиту сделал дирижер А.Гаук, который много раз исполнял ее на концертах. Премьера сюиты в Москве состоялась в 1932 году, а в Ленинграде – 17 января 1933 года, все они прошли под управлением   А. Гаука. Только в 1934 году Шостакович занялся подготовкой сюиты к печати. На концерте в филармонии она была исполнена в авторской редакции, состоящей из 6 частей. Это произведение раннего Шостаковича отличается неповторимым своеобразием и «дыханием своей эпохи».  

Концерт – открытие фестиваля прошел с большим успехом. Судя по афише, впереди еще много прекрасных концертов, запланированных организаторами фестиваля

Наталья Шек

Фото: Стас Левшин
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»