Все фотографии, использованные в статье, хранятся в библиотеке Петербургской филармонии

Текст - Ю. Н. Кружнов

В 1897 г. министерством Двора было решено перевести Придворный музыкантский хор из военного в гражданский статус. Он получил наименование Придворный оркестр и оставался в ведении Министерства Двора. Был утвержден новый устав оркестра, определены новые ставки, оркестрантам был положен отпуск, увеличены их пенсии. Музыканты оркестра получили возможность совмещать службу в оркестре с работой в Петербургской консерватории, игрой в камерных ансамблях. Некоторые ведущие музыканты оркестра дирижировали летними концертами в Петергофе. Вместе с тем, музыкантам было запрещено участвовать в каких бы то ни было партиях и организациях. Нарушившие это правило немедленно увольнялись. Концерты Придворного оркестра по-прежнему устраивались только с благотворительной целью. Введено было также звание «солиста оркестра».

Публичные концерты были разрешены Придворному оркестру в мае 1901 г., когда были утверждены «Правила устройства публичных концертов со взиманием платы за выступления, а также участия артистов оркестра в частных концертах». Было разрешено также приглашать иностранных артистов, артистов императорских театров, лекторов. Весной 1901 г. состоялись два «пробных» открытых концерта в зале Придворной певческой капеллы (дирижировал Г. Варлих). Первый из них был посвящен юбилею И.-С. Баха и памяти Дж. Верди, исполнялись редко звучавшие произведения этих композиторов. В концертах принял участие хор А. А. Архангельского. В рецензиях того времени было отмечено не только высокое качество игры оркестра (В. В. Стасов, например, писал: «Чудный оркестр, новый и небывалый»), но и дисциплина, необходимая каждому большому коллективу. Что же касается репертуара Придворного оркестра, то по исполнительскому уровню и по содержанию программ концертов его назвали «живым укором» всем другим оркестровым коллективам. С 1902 г. оркестру было разрешено давать публичные концерты также в зимний сезон, и с этого времени Придворный оркестр включился в концертную жизнь Петербурга. В первом же сезоне 1902/03 г. с оркестром выступили певица Ф. Литвин, пианист И. Гофман, скрипач Я. Кубелик. Концерты поначалу проходили в репетиционном зале на Екатерининском канале, а с 1908 – в зале Дворянского собрания, Большом зале Консерватории и зале Придворной певческой Капеллы.

В том же сезоне 1902/03 г. по инициативе барона К. Штакельберга, активного сторонника музыкального просветительства, было положено начало многолетнему циклу концертов Придворного оркестра под названием «Оркестровые собрания музыкальных новостей». В сентябре 1902 г. «Русская музыкальная газета» сообщала: «Начальник Придворного оркестра предполагает устроить в настоящем сезоне в виде опыта ряд оркестровых собраний, на которых будут исполняться с листа музыкальные новости». В «собраниях» были две репертуарные линии. Первая — исполнение малоизвестных или никогда не исполнявшихся произведений XVIII–XIX вв. Наряду с неизвестными сочинениями Дж. Паизиелло, В.-А. Моцарта, Ф. Листа звучали произведения забытых старинных композиторов. Вторая линия – исполнение новых произведений современных композиторов – зарубежных и русских. Были исполнены не звучавшие в России произведения Г. Малера, А. Брукнера, К. Синдинга, Э. Грига, Рих. Штрауса, В. д’Энди, новые произведения И. Стравинского, С. Прокофьева, Р. Глиэра, А. Скрябина, Н. Мясковского. В сезон давалось от одного до шести «собраний». Всего состоялось 51 «собрание», были исполнены произведения 105 авторов. Последний концерт «Оркестровых собраний» был дан 2 февраля 1916. Готовя концертные программы, барон Штакельберг заранее приглашал для прослушивания новых произведений известных музыкальных деятелей — Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, А. Зилоти, Н. Финдейзена, А. Глазунова. Концерты-прослушивания проходили в репетиционном зале Придворного оркестра. Концерты «собраний» проходили здесь же, а также в залах Дворянского собрания, Консерватории, Капеллы.

С 1906 давались монографические концерты, посвященные Й. Гайдну, Моцарту, Листу, А. П. Бородину, концерты памяти А. Аренского, А. Лядова, Э. Направника, Н. Римского-Корсакова, в которых, как правило, исполнялись малоизвестные произведения этих авторов. К концертам выпускались подробные программы с аннотациями и списком состава оркестра.

25-летний юбилей Придворного оркестра был отмечен 21 октября 1907 г. в Петергофе как грандиозный историко-музейный праздник. Одной из его особенностей было то, что музыканты играли на старинных инструментах, хранившихся в музее Придворного оркестра. Начало музею было положено в середине 1880-х гг. Александром III, передавшим на хранение Придворному музыкантскому хору личные медные духовые инструменты и инструментальную коллекцию Эрмитажа. В XIX веке музей был закрытым хранилищем, а открыт для посещения только в 1903 г. К 1917 музей стал крупнейшим подобным музеем в Европе. В его фондах хранилось 855 редких инструментов, всего экспонатов было более 5000. После открытия музея, располагавшегося в репетиционном помещении на Екатерининском канале, барон Штакельберг нередко в антрактах концертов приглашал слушателей на экскурсии и рассказывал об инструментах, среди которых были двойной рояль Плейеля, древнегреческие флейты-табии, скрипки работы Амати и Страдивари.

Инструмент из из музея Придворного оркестра. В настоящий момент хранится в ГМТиМИ
Штамп барона Штакельберга
Титульный лист клавира оперы А. Бойто "Мефистофель" из библиотеки Штакельберга

Все улучшения, высокий уровень игры, обеспеченность оркестра были во многом заслугой барона К. К. Штакельберга (1848–1925). Он, хотя и не был профессиональным музыкантом, сумел создать на базе небольшого Музыкантского хора профессиональное концертно-просветительское учреждение высокого класса. Больших трудов стоило барону Штакельбергу отстаивать даже существование оркестра, поскольку Министерство Двора уже в конце 1890-х считало существование оркестра «большим обременением для кассы министерства», и уже была мысль распустить оркестр. Штакельбергу принадлежит также инициатива разработки многих программ и циклов концертов, приглашения для выступлений с оркестром выдающихся зарубежных музыкантов. Следует отметить и тот факт, что библиотека Придворного оркестра так же, как и другие полезные культурно-просветительские начинания, формировалась усилиями начальника оркестра. А часть нынешнего фонда библиотеки составляет и личное собрание барона Штакельберга.

В 1912 г. по инициативе Штакельберга был начат цикл концертов для учащейся молодежи. Концерты сопровождались лекциями. С 1915 г. они проходили в зале Придворной певческой капеллы. В сезон давалось по 8–12 концертов, абонементы были тематические — немецкая музыка, русская старинная музыка, современная петроградская и московская школы (концерты сезона 1914/15 г.); заключительным был цикл 1916/17 г., посвященный П. И. Чайковскому.

В марте 1913 г. французский пианист А. Боршар дал цикл из пяти вечеров, посвященных истории фортепианного концерта, в которых сыграл 12 фортепианных концертов (от Баха до Рахманинова).

А. Никиш с Оркестром

В 1903 г. в Белом зале Зимнего дворца состоялось первое выступление с Придворным оркестром известного дирижера А. Никиша, приглашенного бароном Штакельбергом. В период с 1903 по 1911 г. А. Никиш выступил с Придворным оркестром в 11 концертах (были еще две платных генеральных репетиции). Концерты проходили также в зале Дворянского собрания, в Большом зале Консерватории, зале Капеллы. А. Никиш был очень высокого мнения об оркестре, он специально приезжал в Петербург еще в 1902 г., чтобы послушать его. Дело в том, что Придворному оркестру, как структуре Двора, запрещено было выезжать на гастроли, и многие известные музыканты приезжали в Петербург с целью послушать оркестр; в 1913 г. в числе слушателей, например, были знаменитые европейские дирижеры Э. фон Шух и В. Менгельберг.

В январе 1913 г. в двух концертах с оркестром выступил Рихард Штраус, музыка которого только завоевывала русского слушателя. Штраус также с большой похвалой отозвался об оркестре. Увлекаясь русской музыкой, он выразил желание познакомиться с Глазуновым, Лядовым, Кюи, не раз посещал Мариинский театр.

Р. Штраус с Оркестром
В. Ферреро на коленях у К. Штакельберга

Большой успех выпал на долю восьмилетнего дирижера Вилли Ферреро, выступившего с Придворным оркестром в 1914 г. в одном открытом концерте и в двух закрытых. Дирижировавший наизусть чудо-ребенок поразил слушателей и оркестрантов музыкальностью и профессионализмом.

С оркестром с 1901 по 1917 г. выступали известные музыканты России и мира: И. Гофман, И. Падеревский, М. Полякин, А. Зилоти, Л. Ауэр, А. Вержбилович, И. Ершов, М. и Н. Фигнеры, Ф. Шаляпин, Н. Голованов.

В 1912 г. Репетиционный зал (зал Конюшенного ведомства) был реконструирован, улучшена его акустика (арх. В. Л. Назимов) и установлен орган фирмы «Валькер» из Людвигсбурга. Орган имел 1728 труб, 50 регистров и передвижную клавиатуру, что позволяло использовать ее в любом месте концертной эстрады. С этого времени концерты оркестра стали чаще проходить в этом зале.

Всего в 1882–1917 оркестром было дано в Петербурге, Петергофе, Царском Селе, Павловске, Гатчине и Дудергофе более 1000 концертов, прозвучали произведения 280 авторов.

Последний концерт Придворного оркестра

После февральской революции 1917 и упразднения Министерства императорского Двора оркестр остался без «высшего администрирования». 3 марта 1917 состоялось собрание оркестра, на котором «явочным порядком» оркестр объявил себя Государственным оркестром. Временному правительству и Учредительному собранию был подан отчет о 35-летней деятельности оркестра и записка о задачах оркестра на будущее. 23 марта комиссар Временного правительства М. М. Калугин посетил оркестр и сообщил, что Временное правительство готово принять участие в судьбе бывшего Придворного оркестра. Он предложил для руководства оркестром избрать совет из 12 музыкантов. Этот совет руководил оркестром до 1921. Советом были разработаны функции, обязанности и права оркестра и внутренний распорядок. Совет (с 1919 – местком) вел также финансовые дела.

Первый концерт Государственного оркестра
Приказ об увольнении К. Штакельберга за подписью С. Кусевицкого

15 мая 1917 г. барон Штакельберг уволился из оркестра «по болезни и с выходом на пенсию». По общему желанию коллектива главным дирижером и художественным руководителем оркестра Временным правительством был назначен С. А. Кусевицкий. Кусевицкий упразднил духовой оркестр как отдельную единицу, что вызвало конфликт его с советом оркестра. Но решение Кусевицкого было утверждено комиссаром Временного правительства, и 1 октября 1917 оркестр получил наименование Государственный симфонический оркестр. Ввиду работы с собственным оркестром в Москве, Кусевицкий выступал с оркестром редко. Концерты с его участием проходили в зале бывшего Дворянского собрания, в залах Капеллы, Консерватории, на сцене бывшего Театра А. С. Суворина.

С приходом советской власти Комиссариат имуществ Республики планировал распределить музыкантов оркестра по гостеатрам. {Письмо Луначарского, маш., подпись Лурье, 20 мая 1918 г. — маш.} Эта угроза — «распыления» коллектива, находящегося в превосходной профессиональной форме — сохранялась вплоть до 1920 г., когда 19 октября вышло распоряжение по Наркомпросу о присвоении оркестру наименования Петроградский Государственный филармонический оркестр. Оркестр был объявлен учреждением, имеющим «первостепенное художественное общегосударственное значение», а артисты оркестра становились государственными служащими. 13 мая 1921 г. постановлением Совнаркома РСФСР на базе Петроградского филармонического оркестра была учреждена Петроградская филармония. 12 июня состоялся первый симфонический концерт оркестра в помещении Зала бывшего Дворянского собрания (Михайловская ул., 2), ставшего отныне главной концертной площадкой филармонии.


Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»