Придворный оркестр
Все фотографии, использованные в статье, хранятся в библиотеке Петербургской филармонии
Текст - Ю. Н. Кружнов
В 1897 г. министерством Двора было решено перевести Придворный музыкантский хор из военного в гражданский статус. Он получил наименование Придворный оркестр и оставался в ведении Министерства Двора. Был утвержден новый устав оркестра, определены новые ставки, оркестрантам был положен отпуск, увеличены их пенсии. Музыканты оркестра получили возможность совмещать службу в оркестре с работой в Петербургской консерватории, игрой в камерных ансамблях. Некоторые ведущие музыканты оркестра дирижировали летними концертами в Петергофе. Вместе с тем, музыкантам было запрещено участвовать в каких бы то ни было партиях и организациях. Нарушившие это правило немедленно увольнялись. Концерты Придворного оркестра по-прежнему устраивались только с благотворительной целью. Введено было также звание «солиста оркестра».
Публичные концерты были разрешены Придворному оркестру в мае 1901 г., когда были утверждены «Правила устройства публичных концертов со взиманием платы за выступления, а также участия артистов оркестра в частных концертах». Было разрешено также приглашать иностранных артистов, артистов императорских театров, лекторов. Весной 1901 г. состоялись два «пробных» открытых концерта в зале Придворной певческой капеллы (дирижировал Г. Варлих). Первый из них был посвящен юбилею И.-С. Баха и памяти Дж. Верди, исполнялись редко звучавшие произведения этих композиторов. В концертах принял участие хор А. А. Архангельского. В рецензиях того времени было отмечено не только высокое качество игры оркестра (В. В. Стасов, например, писал: «Чудный оркестр, новый и небывалый»), но и дисциплина, необходимая каждому большому коллективу. Что же касается репертуара Придворного оркестра, то по исполнительскому уровню и по содержанию программ концертов его назвали «живым укором» всем другим оркестровым коллективам. С 1902 г. оркестру было разрешено давать публичные концерты также в зимний сезон, и с этого времени Придворный оркестр включился в концертную жизнь Петербурга. В первом же сезоне 1902/03 г. с оркестром выступили певица Ф. Литвин, пианист И. Гофман, скрипач Я. Кубелик. Концерты поначалу проходили в репетиционном зале на Екатерининском канале, а с 1908 – в зале Дворянского собрания, Большом зале Консерватории и зале Придворной певческой Капеллы.
В том же сезоне 1902/03 г. по инициативе барона К. Штакельберга, активного сторонника музыкального просветительства, было положено начало многолетнему циклу концертов Придворного оркестра под названием «Оркестровые собрания музыкальных новостей». В сентябре 1902 г. «Русская музыкальная газета» сообщала: «Начальник Придворного оркестра предполагает устроить в настоящем сезоне в виде опыта ряд оркестровых собраний, на которых будут исполняться с листа музыкальные новости». В «собраниях» были две репертуарные линии. Первая — исполнение малоизвестных или никогда не исполнявшихся произведений XVIII–XIX вв. Наряду с неизвестными сочинениями Дж. Паизиелло, В.-А. Моцарта, Ф. Листа звучали произведения забытых старинных композиторов. Вторая линия – исполнение новых произведений современных композиторов – зарубежных и русских. Были исполнены не звучавшие в России произведения Г. Малера, А. Брукнера, К. Синдинга, Э. Грига, Рих. Штрауса, В. д’Энди, новые произведения И. Стравинского, С. Прокофьева, Р. Глиэра, А. Скрябина, Н. Мясковского. В сезон давалось от одного до шести «собраний». Всего состоялось 51 «собрание», были исполнены произведения 105 авторов. Последний концерт «Оркестровых собраний» был дан 2 февраля 1916. Готовя концертные программы, барон Штакельберг заранее приглашал для прослушивания новых произведений известных музыкальных деятелей — Н. Римского-Корсакова, С. Танеева, А. Зилоти, Н. Финдейзена, А. Глазунова. Концерты-прослушивания проходили в репетиционном зале Придворного оркестра. Концерты «собраний» проходили здесь же, а также в залах Дворянского собрания, Консерватории, Капеллы.
С 1906 давались монографические концерты, посвященные Й. Гайдну, Моцарту, Листу, А. П. Бородину, концерты памяти А. Аренского, А. Лядова, Э. Направника, Н. Римского-Корсакова, в которых, как правило, исполнялись малоизвестные произведения этих авторов. К концертам выпускались подробные программы с аннотациями и списком состава оркестра.
25-летний юбилей Придворного оркестра был отмечен 21 октября 1907 г. в Петергофе как грандиозный историко-музейный праздник. Одной из его особенностей было то, что музыканты играли на старинных инструментах, хранившихся в музее Придворного оркестра. Начало музею было положено в середине 1880-х гг. Александром III, передавшим на хранение Придворному музыкантскому хору личные медные духовые инструменты и инструментальную коллекцию Эрмитажа. В XIX веке музей был закрытым хранилищем, а открыт для посещения только в 1903 г. К 1917 музей стал крупнейшим подобным музеем в Европе. В его фондах хранилось 855 редких инструментов, всего экспонатов было более 5000. После открытия музея, располагавшегося в репетиционном помещении на Екатерининском канале, барон Штакельберг нередко в антрактах концертов приглашал слушателей на экскурсии и рассказывал об инструментах, среди которых были двойной рояль Плейеля, древнегреческие флейты-табии, скрипки работы Амати и Страдивари.
Все улучшения, высокий уровень игры, обеспеченность оркестра были во многом заслугой барона К. К. Штакельберга (1848–1925). Он, хотя и не был профессиональным музыкантом, сумел создать на базе небольшого Музыкантского хора профессиональное концертно-просветительское учреждение высокого класса. Больших трудов стоило барону Штакельбергу отстаивать даже существование оркестра, поскольку Министерство Двора уже в конце 1890-х считало существование оркестра «большим обременением для кассы министерства», и уже была мысль распустить оркестр. Штакельбергу принадлежит также инициатива разработки многих программ и циклов концертов, приглашения для выступлений с оркестром выдающихся зарубежных музыкантов. Следует отметить и тот факт, что библиотека Придворного оркестра так же, как и другие полезные культурно-просветительские начинания, формировалась усилиями начальника оркестра. А часть нынешнего фонда библиотеки составляет и личное собрание барона Штакельберга.
В 1912 г. по инициативе Штакельберга был начат цикл концертов для учащейся молодежи. Концерты сопровождались лекциями. С 1915 г. они проходили в зале Придворной певческой капеллы. В сезон давалось по 8–12 концертов, абонементы были тематические — немецкая музыка, русская старинная музыка, современная петроградская и московская школы (концерты сезона 1914/15 г.); заключительным был цикл 1916/17 г., посвященный П. И. Чайковскому.
В марте 1913 г. французский пианист А. Боршар дал цикл из пяти вечеров, посвященных истории фортепианного концерта, в которых сыграл 12 фортепианных концертов (от Баха до Рахманинова).
В 1903 г. в Белом зале Зимнего дворца состоялось первое выступление с Придворным оркестром известного дирижера А. Никиша, приглашенного бароном Штакельбергом. В период с 1903 по 1911 г. А. Никиш выступил с Придворным оркестром в 11 концертах (были еще две платных генеральных репетиции). Концерты проходили также в зале Дворянского собрания, в Большом зале Консерватории, зале Капеллы. А. Никиш был очень высокого мнения об оркестре, он специально приезжал в Петербург еще в 1902 г., чтобы послушать его. Дело в том, что Придворному оркестру, как структуре Двора, запрещено было выезжать на гастроли, и многие известные музыканты приезжали в Петербург с целью послушать оркестр; в 1913 г. в числе слушателей, например, были знаменитые европейские дирижеры Э. фон Шух и В. Менгельберг.
В январе 1913 г. в двух концертах с оркестром выступил Рихард Штраус, музыка которого только завоевывала русского слушателя. Штраус также с большой похвалой отозвался об оркестре. Увлекаясь русской музыкой, он выразил желание познакомиться с Глазуновым, Лядовым, Кюи, не раз посещал Мариинский театр.
Большой успех выпал на долю восьмилетнего дирижера Вилли Ферреро, выступившего с Придворным оркестром в 1914 г. в одном открытом концерте и в двух закрытых. Дирижировавший наизусть чудо-ребенок поразил слушателей и оркестрантов музыкальностью и профессионализмом.
С оркестром с 1901 по 1917 г. выступали известные музыканты России и мира: И. Гофман, И. Падеревский, М. Полякин, А. Зилоти, Л. Ауэр, А. Вержбилович, И. Ершов, М. и Н. Фигнеры, Ф. Шаляпин, Н. Голованов.
В 1912 г. Репетиционный зал (зал Конюшенного ведомства) был реконструирован, улучшена его акустика (арх. В. Л. Назимов) и установлен орган фирмы «Валькер» из Людвигсбурга. Орган имел 1728 труб, 50 регистров и передвижную клавиатуру, что позволяло использовать ее в любом месте концертной эстрады. С этого времени концерты оркестра стали чаще проходить в этом зале.
Всего в 1882–1917 оркестром было дано в Петербурге, Петергофе, Царском Селе, Павловске, Гатчине и Дудергофе более 1000 концертов, прозвучали произведения 280 авторов.
После февральской революции 1917 и упразднения Министерства императорского Двора оркестр остался без «высшего администрирования». 3 марта 1917 состоялось собрание оркестра, на котором «явочным порядком» оркестр объявил себя Государственным оркестром. Временному правительству и Учредительному собранию был подан отчет о 35-летней деятельности оркестра и записка о задачах оркестра на будущее. 23 марта комиссар Временного правительства М. М. Калугин посетил оркестр и сообщил, что Временное правительство готово принять участие в судьбе бывшего Придворного оркестра. Он предложил для руководства оркестром избрать совет из 12 музыкантов. Этот совет руководил оркестром до 1921. Советом были разработаны функции, обязанности и права оркестра и внутренний распорядок. Совет (с 1919 – местком) вел также финансовые дела.
15 мая 1917 г. барон Штакельберг уволился из оркестра «по болезни и с выходом на пенсию». По общему желанию коллектива главным дирижером и художественным руководителем оркестра Временным правительством был назначен С. А. Кусевицкий. Кусевицкий упразднил духовой оркестр как отдельную единицу, что вызвало конфликт его с советом оркестра. Но решение Кусевицкого было утверждено комиссаром Временного правительства, и 1 октября 1917 оркестр получил наименование Государственный симфонический оркестр. Ввиду работы с собственным оркестром в Москве, Кусевицкий выступал с оркестром редко. Концерты с его участием проходили в зале бывшего Дворянского собрания, в залах Капеллы, Консерватории, на сцене бывшего Театра А. С. Суворина.
С приходом советской власти Комиссариат имуществ Республики планировал распределить музыкантов оркестра по гостеатрам. {Письмо Луначарского, маш., подпись Лурье, 20 мая 1918 г. — маш.} Эта угроза — «распыления» коллектива, находящегося в превосходной профессиональной форме — сохранялась вплоть до 1920 г., когда 19 октября вышло распоряжение по Наркомпросу о присвоении оркестру наименования Петроградский Государственный филармонический оркестр. Оркестр был объявлен учреждением, имеющим «первостепенное художественное общегосударственное значение», а артисты оркестра становились государственными служащими. 13 мая 1921 г. постановлением Совнаркома РСФСР на базе Петроградского филармонического оркестра была учреждена Петроградская филармония. 12 июня состоялся первый симфонический концерт оркестра в помещении Зала бывшего Дворянского собрания (Михайловская ул., 2), ставшего отныне главной концертной площадкой филармонии.
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»