Забытый шедевр, не исполнявшаяся 66 лет симфония «Илья Муромец» Глиэра, прозвучала в Петербургской филармонии в присутствии потомков композитора

20 марта Петербургская филармония представила первый концерт совместного с Государственным Русским музеем цикла «Диалоги об искусстве». Программа была посвящена воплощению былинных и богатырских тем в русской музыке и живописи. В исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Андрея Аниханова прозвучали музыкальные картины из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и монументальная симфония Рейнгольда Глиэра «Илья Муромец». Сочинение прозвучало в Петербургской филармонии вновь спустя 66 лет после первого исполнения на этой сцене, которое 26 декабря 1955 года осуществил Симфонический оркестр филармонии (ныне Академический симфонический оркестр) под управлением автора.

На концерте присутствовали члены семьи Рейнгольда Глиэра  во главе с его правнучкой Марией Глиэр: перед концертом они вручили дирижеру Андрею Аниханову и заместителю художественного руководителя филармонии Евгению Петровскому факсимиле письма композитора, адресованного знаменитому дирижеру Леопольду Стоковскому и посвященного его намерению исполнить симфонию «Илью Муромец». 

Оригинал письма был найден в архиве Университета Пенсильвании (США) профессором-эмеретусом Университета, композитором Джеем Ризом. Факсимиле, любезно предоставленное Фонду «Палитра Вселенной» с разрешения руководства Университета, было передано им потомкам Рейнгольда Глиэра для вручения в Петербурге.

Фото: Стас Левшин
Фото: Стас Левшин

«Идея исполнить симфонию в Петербурге возникла у нас совместно с руководством филармонии, и дело здесь не только в том, что эта музыка – раритет, она довольно редко исполняется, но и в том, что в свое время “Илья Муромец” стал большим культурным событием, – рассказывает Андрей Аниханов, – В начале XX века, несмотря на все потрясения в обществе, в искусстве происходил всплеск, настоящий взрыв – эмоциональный, творческий, художественный. Это время, когда писали Рахманинов и Скрябин, преклонных лет Римский-Корсаков создал свои поздние шедевры, которые смотрели вперед, в новое столетие. И Глиэр тонко чувствовал это время: в музыке симфонии наряду с условно русскими народными темами заметно интонационное родство с музыкой и Стравинского, и Скрябина. Это выдающееся сочинение: не случайно оно очень быстро ушло за границу и обрело там популярность, им дирижировал Стоковский и давал восторженные отклики на эту музыку. А нам, получается, эту русскую культурную традицию нужно публике возвращать». 

Андрей Аниханов рассказывает, что год назад симфония прозвучала под его управлением в Волгограде. «Мое обращение к этой музыке состоялось во многом потому, что у меня уже довольно давний контакт с представителями семьи композитора, – рассказывает дирижер, – Мы дружим уже лет десять, с тех пор как познакомились в Риме, где я был дирижером-постановщиком балета Глиэра “Красный мак”. Его правнук, Кирилл Новосельский не пропускает ни одного события связанного с музыкой прадеда. Члены семьи присутствовали на исполнении симфонии “Илья Муромец” в Волгограде». 

Визуальный ряд концерта включил полотна русских художников на былинные и богатырские темы из собрания Русского музея, со вступительным словом выступила сотрудник музея Серафима Коломейцева.

 
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»