Произведения

«Весна священная»

Мировая премьера:
29.05.1913
Премьера балета состоялась 29 мая 1913 года в парижском театре на Елисейских полях под управлением П.Монте (хореограф – В.Нижинский, автор декораций и костюмов – Н.Рерих). 17 марта 1926 года произведение было исполнено в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Ф.Штидри.

«… Мне представилась картина языческого обряда, когда приносимая в жертву девушка затанцовывает себя до смерти» (И.Стравинский).

«Весна священная» совершила переворот в музыке XX века. Неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски этой «языческой» партитуры обратили в «веру Стравинского» многих музыкантов.

«При сочинении “Весны священной”, – по словам автора, – я не руководствовался какой-либо системой. …“Весне священной” непосредственно предшествует очень немногое. Мне помогал мой слух. Я слышал и записывал то, что слышал. Я – тот сосуд, сквозь который прошла “Весна священная”».

И вместе с тем, редко премьера музыкального сочинения сопровождалась столь громким скандалом. Композитор вспоминал: «Слабые протесты по адресу музыки можно было уловить с самого начала спектакля. Затем, когда поднялся занавес и на сцене оказалась группа прыгающих Лолит с вывернутыми внутрь коленями и длинными косами («Пляска щеголих»), разразилась буря. Суматоха продолжалась, и спустя несколько минут я в ярости покинул зал. Никогда более я не был так обозлен. Музыка казалась мне такой привычной и близкой, я любил ее и не мог понять, почему люди, еще не слышавшие ее, наперед протестуют. Разъяренный, я появился за кулисами, где увидел Дягилева, то тушившего, то зажигавшего свет в зале – последнее средство утихомирить публику».

«Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия», – предсказывал Н.Рерих, еще один непосредственный участник этого самого громкого проекта дягилевских «Русских сезонов».

Уже через год Париж сменил гнев на милость. Концертное исполнение «Весны священной» в зале парижского Казино принесло Стравинскому, по его собственным словам «триумф, какой редко выпадает на долю композитора».

«Весне священной» посвящены специальные исследования, тысячи рецензий. Музыка балета записана лучшими дирижерами мира, к ней обращаются прославленные хореографы, она звучит с экрана в диснеевской «Фантазии»… Но и по сей день реакция на «Весну священную» следует «парижскому алгоритму» – эта партитура вызывает «либо крайне восторженные, либо резко отрицательные эмоции, середины нет» (Г.Рождественский).
Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2021
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»