Произведения

Итальянское каприччио

В декабре 1879 года Чайковский переезжает в Рим. И, хотя в Италии он неоднократно бывал и раньше, на этот раз итальянские впечатления оказываются столь сильными и захватывающими, что композитор замышляет новое сочинение «вроде испанских фантазий Глинки».

Работа над пьесой совпала с проведением в Риме традиционного карнавала, искреннее, непринужденное и кипучее веселье которого с интересом наблюдал композитор.

Подобно Глинке в «Испанских миниатюрах» или Римскому-Корсакову в «Испанском каприччио», Чайковскому в его «Итальянской фантазии» (как называл Каприччио автор) удалось выразить истинное понимание национального феномена – передать живость и веселость итальянского нрава, пылкость и патетичность итальянского характера, которому не свойственна чрезмерная рефлексия, воссоздать замечательную картину счастливого празднества, наконец, воплотить непосредственность звуковой атмосферы шумной итальянской улицы. Итальянское каприччио Чайковского – пленительный образ Италии, ее народа, ее искусства, ее быта. Едва ли найдется в русской классической музыке другое такое сочинение, где нет ни атома хмурости, где печаль и радость сплетаются между собой в одно пылкое и пластическое целое.

В основе произведения шесть различных тем. Некоторые из них заимствованы композитором («набраны ухом») непосредственно из музыки итальянского города, другие сочинены самостоятельно.

Первая – блестящий трубный сигнал, поддержанный аккордами всего оркестра, как бы «открывающими занавес» перед началом действия, образует интродукцию. По свидетельству Модеста Чайковского, композитор воспользовался здесь итальянской военно-кавалерийской фанфарой, которую мог слышать ежедневно вечером, живя в отеле «Констанци», «выходившем одной стороной во двор казарм Королевских кирасиров».

Вторая тема, основная в первом разделе, декламационного характера, в которой узнается «напев Торкватовых октав», – одна из тех скорбно-патетических мелодий, какие распевались итальянскими гондольерами. Единственный в Каприччио образ, в котором проступают скорбные чувства, эта тема рельефно оттеняет другие, полные радости, безудержного веселья.

Третья тема (на ее развитии построен второй раздел) – лирическая канцона, легкая и счастливая, также имеет немало напевов-близнецов в итальянском фольклоре.

Две следующие темы, входящие в третий раздел, активные, полетные, сочинены композитором на основе переработки характерных народно-песенных интонаций. Такова и венчающая Каприччио огненная тарантелла – одна из лучших в музыке XIX века, ничуть не уступающая финалу бетховенской Крейцеровой сонаты и тарантеллам Россини.

Пластически ясная композиция Каприччио, задуманного композитором как фантазия в свободной форме, обнаруживает черты сжатого симфонического цикла, где медленное вступление сменяет жанровое allegro, затем следует жанровое скерцо, а после медленной части развертывается быстрый танцевальный финал, завершающийся темпераментной кодой.

Одну из самых привлекательных сторон Каприччио составляет его оркестровка. Композитор с непревзойденным мастерством использовал здесь расширенный состав оркестра, прибавив третью флейту, два корнет-а-пистона, арфу, включив большую группу ударных, что напрямую отвечало его «декоративным» намерениям. Услышав Каприччио в оркестре, Чайковский справедливо признал его звучность «великолепной».

Первое исполнение состоялось в Москве 18 декабря 1880 года под управлением Н.Г. Рубинштейна.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»