Произведения

«Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра

Премьера состоялась 8 июня 1937 года во франкфуртской Старой опере под управлением Б.Ветцельсбергера. Первое исполнение в Большом зале филармонии – 15 мая 1967 года, дирижер – Е.Светланов.

После премьеры «Кармина Бурана» Карл Орф сказал своему издателю: «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений». Авторская оценка совпала с мнением публики – уже на протяжении более семидесяти лет это, по словам дирижера В.Федосеева, «космическое, поистине неразгаданное» произведение является одним из самых популярных в мировом репертуаре. Если бы Орф не написал ничего, кроме первого номера кантаты, хора «О, Фортуна!», его имя осталось бы в истории музыки XX века.

Своим названием сочинение обязано литературному сборнику, датируемому примерно 1300 годом (Carmina по-латински – стихи, песни; Burana – латинское название баварской местности, где в XIX веке была найдена рукопись). В этом памятнике оказались собранными около 150 стихов и песен французских, немецких, английских, итальянских поэтов. Из текстов, близких искусству Возрождения, Орф выбрал песни о любви, о весне, застольные песни, а также сатиру, высмеивающую церковную мораль и «праведную» жизнь. Средневековая миниатюра – колесо Фортуны – воспроизведенная на первой странице издания сборника, нашла свое отражение в композиции кантаты: знаменитый начальный хор возвращается в конце – колесо Фортуны совершает полный оборот.

«Светские песни для голосов и хора в сопровождении инструментов и с представлением на сцене» (так сам композитор определил жанр произведения) открываются напряженным и мрачным Прологом «Фортуна – повелительница мира». Однако уже в I части кантаты («Раннею весной») все заставляет забыть о грозном колесе и о превратностях судьбы – таинственное закликание весны, ее славление с колокольным звоном и ликующими распевами, сцены народного праздника, песни и танцы, неторопливые и стремительные, лиричные и громогласно-торжественные.

Оборотную сторону жизни показывает II часть «В кабаке». Ее картины – в одном ряду с полотнами Брейгеля, гравюрами «Пляски смерти» Гольбейна, офортами Рембрандта с изображениями нищих, композициями Босха. Пародийная исповедь гуляки-поэта, под видом покаяния упивающегося своей греховностью, гротескное изображение речи священника на поминках, неистовая проповедь настоятеля «вольного монастыря»... Завершает же «всепьянейшую литургию» общая вакханалия – хор «Когда мы в кабаке», что внезапно обрывается, будто вся разбушевавшаяся компания мгновенно проваливается сквозь землю.

В III части с французским названием Cour d’amours (что можно перевести как «Галантная придворная любовь») колорит сольных эпизодов более изыскан и утончен, чем в I части, а хоры отличаются еще большей напряженностью, энергией, экстатической страстностью. По-генделевски величественный заключительный хор звучит как гимн красоте и любви. Достигнута самая высокая вершина. Но вместо ожидаемого завершения вторгается возглас «О Фортуна!», и снова начинает свой бег колесо «повелительницы мира»...
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»