Абонемент «Классика. Новое» – точка входа в мир академической музыки, и одновременно подарок ценителям искусства XX-XXI веков. Четыре концерта абонемента – увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики. Надежным попутчиком в этом путешествии станет Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.
Первая программа абонемента посвящена одному из самых значительных композиторов второй половины XX века Альфреду Шнитке. Ключевая фигура советского авангарда, чьи концептуальные сочинения если и исполнялись, то с большими препятствиями, Шнитке вынужденно много работал в театре и кино – при этом его так называемая прикладная музыка, несмотря на требования жанра, точно так же отразила специфику мышления и почерка большого художника.
Заслуженный коллектив России под управлением Феликса Коробова представит в один вечер обе линии в наследии Шнитке: наряду с «Гоголь-сюитой», составленной из музыки к спектаклю Юрия Любимова «Ревизская сказка», прозвучит знаковая Первая симфония, или, как определил ее жанр сам автор, – «антисимфония».
Исполнение будет посвящено 50-летию со дня мировой премьеры, состоявшейся под управлением Геннадия Рождественского в 1974 году в Горьком (ныне – Нижний Новгород): место и время определились после того, когда стало ясно, что ни в Москве, ни в Ленинграде симфонию исполнить не получится.
Использование Шнитке полистилистики, приемов инструментального театра, алеаторики и техники коллажа вызвали острую и неоднозначную реакцию на произведение. И, хотя после премьеры София Губайдулина отозвалась о симфонии как об «одном из самых сильных впечатлений, которое мы – музыканты и слушатели – получили за последнее десятилетие», партитура попала в число полузапрещенных: в Москве она впервые прозвучала только в 1986 году. Современное сложно-диссонантное письмо соседствует в ней с ритмом официозных триумфальных маршей, цитаты из классических сочинений Бетховена, Чайковского, Грига, Шопена – с джазовыми импровизациями. Исследователи видят в форме симфонии иронические отсылки к знаменитой «Прощальной симфонии» Гайдна: исполнители во время игры то уходят, то возвращаются, в конце же на сцене не остается никого – и только звучит в записи фрагмент гайдновской партитуры.
Ключ к пониманию симфонии наряду с явно выраженным в музыке противопоставлением хаоса и гармонии формулирует сам автор: «Сочиняя симфонию, я параллельно работал над музыкой к последнему фильму Михаила Ромма “Я верю”. Вместе со съемочной группой я просмотрел тысячи метров документального материала. Постепенно они складывались во внешне хаотическую, но внутренне строго организованную хронику XX века, воплотившую в новом отражении гениальные гиперболы древних — прометеевская дерзость научных и технических завоеваний, грандиозные военные и социальные потрясения, борьба сатанинского зла и непреклонного самоотверженного духа. Симфония не имеет программы. У меня не было также намерения координировать две параллельные работы. Однако если бы в моем сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда бы не написал этой музыки».