Абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» завершается концертом-кульминацией, объединившим блестящие имена: за пультом старейшего симфонического оркестра страны, Заслуженного коллектива России, – известный дирижер, представитель знаменитой музыкальной династии Дмитрий Юровский, солист – звезда мировой классической музыки Денис Мацуев.
Абонемент, в котором партитуры Брукнера звучат в сочетании с музыкой других великих композиторов, завершится исполнением Второй симфонии, которую характеризуют как одну из самых ясных в наследии симфониста. В этот же вечер прозвучит грандиозный Пятый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена, получивший название «Император». Невозможно представить автора, который бы, работая в жанре симфонии, не учитывал достижения Бетховена: был он эталоном и для Антона Брукнера, что проявилось не только в способе построения цикла, но и в природе самого музыкального материала – предрасположенного к мотивному прорастанию, видоизменению, постоянной трансформации.
Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание: его триумфом стала Четвертая симфония, на момент премьеры которой композитору исполнилось 57 лет.
Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.
Вторая симфония, завершенная в 1872 году (Брукнеру 48 лет! Четыре года назад он переехал в Вену, девять лет назад впервые попробовал себя в жанре симфонии), на самом деле стала четвертым опытом композитора в главном жанре его жизни: самая первая симфония не получила номера и вошла в историю как «Ученическая», а та, что появилась после официальной Первой оказалась «аннулирована» самим автором и стала «Нулевой». Уже этот подход к нумерации, равно как бессчетное количество редакций симфоний, красноречиво говорит как о перфекционизме, так и о неуверенности композитора в себе: многие редакции и правки он делал под влиянием друзей, которые в стремлении помочь пытались адаптировать ни на что не похожий стиль Брукнера ко вкусам венской публики.
Несмотря на стремление писать «проще» Вторая симфония, в которой, как и в других партитурах Брукнера отзвуки австрийского фольклора сочетаются с влиянием композиционных принципов Бетховена и Шуберта и прозрениями во внеземное, партитура разрослась до гигантских, естественных для композитора масштабов.