Абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отмечает в 2024 году. В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, и у абонемента обязательно будет продолжение: за один концертный сезон исполнить все его симфонии невозможно.
Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание: его триумфом стала Четвертая симфония, на момент премьеры которой композитору исполнилось 57 лет.
Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.
Седьмая симфония Брукнера прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением известного дирижера, представителя музыкальной династии Дмитрия Юровского. Также в программе концерта – Второй фортепианный концерт Шопена, солист – всемирно востребованный петербургский пианист, победитель престижных конкурсов Мирослав Култышев.
Седьмая симфония упрочила успех Брукнера: после ее премьеры критика сравнивала ее автора с Людвигом ван Бетховеном. Наряду с Четвертой она – одна из самых популярных в брукнеровском наследии. История ее создания связана с именем Рихарда Вагнера – не только одного из самых ярких композиторов XIX века, но и властителя дум, человека, предложившего новый взгляд на музыку и музыкальный театр. Брукнер благоговел перед Вагнером, называл его «мастером из мастеров», посвятил ему свою Третью симфонию.
В 1882 году, когда Брукнер работал над Седьмой симфонией, он присутствовал в Байройте на премьере последней музыкальной драмы Вагнера – «Парсифаль», тогда же Вагнер пообещал исполнить все его симфонии. Это намерение окрылило Брукнера: его музыка, непривычная и непонятная для современников, нуждалась в авторитетной поддержке. Однако планам этим не было суждено сбыться: в 1883 году Вагнер ушел из жизни. Шедевральное Adagio Седьмой симфонии – «подлинный взлет брукнеровского гения» – запечатлело чувства композитора по получении этого трагического известия.