Афиша
Брукнер. Симфония № 3
6+
К 200-летию со дня рождения композитора
Абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отмечает в 2024 году. В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, и у абонемента обязательно будет продолжение: за один концертный сезон исполнить все его симфонии невозможно.
Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание: его триумфом стала Четвертая симфония, на момент премьеры которой композитору исполнилось 57 лет.
Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.
Во втором концерте абонемента Третья симфония Брукнера, посвященная Рихарду Вагнеру, прозвучит вместе с знаменитыми симфоническими фрагментами его сочинений. На сцене – Заслуженный коллектив России и народный артист России, главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов.
Знакомство с музыкой Вагнера стало для Брукнера сильнейшим потрясением, которое во многом определило само его решение обратиться к сочинению симфоний. Композиторы познакомились на премьере музыкальной драмы «Тристан и Изольда» в Мюнхене: Брукнер преклонялся перед Вагнером, тот отвечал искренним интересом к музыке почитателя.
В годы, когда Вагнер был озабочен строительством своего театра в Байройте, Брукнер написал ему с предложением посвятить одну из своих симфоний; не получив ответа, он отправился в Байройт лично. Вагнер, просмотрев партитуры Второй и Третьей симфоний, высоко оценил последнюю и принял посвящение.
Первоначально в симфонии звучали цитаты из музыки «мастера из мастеров», как называл его Брукнер, но позже, во время одной из многочисленных переработок партитуры, автор исключил их, оставив лишь лейтмотив сна из «Валькирии» в коде Adagio.
Премьера симфонии оказалась провальной: обстоятельства вынудили Брукнера, не обладавшего выдающимся дирижерским талантом, самому встать за пульт Венского филармонического оркестра. В итоге большая часть публики покинула зал, не дождавшись финала, да и музыканты, едва закончив исполнение, поспешили собрать вещи. Посреди этой катастрофы рядом с композитором остались лишь немногочисленные поклонники – но какие! Нотоиздатель Теодор Реттиг, чьими усилиями и за чей счет Третья симфония позже была издана – первая в числе брукнеровских симфоний! Здесь же был и семнадцатилетний Густав Малер – будущий великий дирижер и композитор, чьи сочинения во многом затмили для потомков музыку его старшего современника.
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»