С Заслуженным коллективом России выступят всемирно известные музыканты – дирижер Ион Марин, чьи записи отмечены тремя номинациями на Grammy, и пианист Борис Березовский, названный журналом Gramophone «истинным последователем великой русской фортепианной школы». Концерт входит в программу XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», посвященного 100-летию Петербургской филармонии.
В программе – знаковые сочинения романтической эпохи. Первый фортепианный концерт Чайковского, вдохновленный стихией народных песен, сегодня известен во всем мире, в том числе и людям, далеким от академического искусства. Тем удивительней, что мировая его премьера состоялась не в России, а в США.
Если бы не суровая критика сочинения Николаем Рубинштейном, которому Чайковский, рассчитывая на профессиональный совет, сыграл Концерт одному из первых, исполнительская судьба этой музыки сложилась бы иначе. Уязвленный рекомендацией все переделать, композитор зачеркнул посвящение Рубинштейну, на которого, очевидно, рассчитывал как на первого исполнителя, и посвятил Концерт одному из крупнейших музыкантов своего времени Гансу фон Бюлову. Польщенный, тот включил партитуру в программу своего турне по США: в октябре 1875 года она прозвучала в Бостоне, затем последовало исполнение в Нью-Йорке, после которого Бюлов писал, что концерт «решительно завоевал всех <...>. Чайковский сделался популярным в Новом Свете». После Концерт, конечно, прозвучал в обеих российских столицах, причем в Москве – под управлением Николая Рубинштейна, очевидно, пересмотревшего свою оценку, солировал Сергей Танеев. Много позже сочинение также звучало под управлением автора в Нью-Йорке на открытии Карнеги-холла, а в 1893 году оно наряду с Шестой симфонией вошло в программу последнего концерта, которым композитор дирижировал в Зале дворянского собрания (ныне — Большой зал филармонии) за считанные дни до скоропостижной смерти.
Также в этот вечер прозвучит «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза – первая программная симфония в истории музыки. Автор подробно описал все события, происходящие от части к части с лирическим героем этой партитуры, в образе которого легко угадывается он сам: молодой артист с пылким воображением в припадке любовного отчаяния решает свести счеты с жизнью и принимает смертельную дозу опиума. Но не умирает, а проваливается в забытье, в котором ему грезятся одна за другой картины: сцена в полях, бал, шествие на казнь, Вальпургиева ночь. И в каждой – неотступно, неизменно – она: «тема прекрасной возлюбленной».