Придворный оркестр
Все фотографии, использованные в статье, хранятся в библиотеке Петербургской филармонии
Текст - Ю. Н. Кружнов
Придворный музыкантский хор (с 1897 г. — Придворный оркестр) был образован в июле 1882 г. по повелению императора Александра III как оркестр для игры исключительно при императорском Дворе. По предложению принца А. Н. Ольденбургского была создана комиссия из высших чинов Кавалергардского, лейб-гвардии Конного и лейб-гвардии Преображенского полков, имевших свои оркестры. 16 июля 1882 г. были утверждены временное положение и штат «Придворного Музыкантского Хора», то есть духового оркестра. В то время «музыкантами» — в отличие от «артистов» — называли участников военных духовых оркестров (позже эти оркестры назывались «музыкантскими командами»); «хор» означает «коллектив», «группа» (и доныне слышишь: хор певцов, говорить хором, птичий хор и т. п.). Для комплектации Музыкантского хора в него были переведены музыканты и «музыкантские ученики» в количестве 53 человек из расформированных тогда же музыкантских духовых оркестров Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков. Как военная единица Придворный музыкантский хор был сформирован в роту. Все музыканты Придворного музыкантского хора состояли на действительной военной службе, отбывая воинскую повинность в оркестре. 31 июля 1882 г. императору был представлен на утверждение список музыкантов Хора. Заведующим (начальником) Хора был утвержден полковник барон К. К. Штакельберг (к 1897 г. – генерал-лейтенант), он же — «начальник в строевом и хозяйственном отношении»; первым капельмейстером (дирижером) был назначен М. Г. Франк, вторым – Г. К. Флиге. Была утверждена парадная форма для музыкантов, скопированная с формы егерей императрицы Елизаветы Петровны, в каковую был обмундирован ее Придворный роговой хор. В этой форме музыканты играли во дворце и на торжественных приемах. Кроме парадной, художниками была разработана форма повседневной («вседневной») одежды и вицмундир.
Музыканты играли на казенных инструментах. Духовые инструменты для Придворного музыкантского хора (дополнительные и на замену) были заказаны у мастера В. Магийона в Брюсселе и позже в течение многих лет заказывались у него. Расквартирован Придворный музыкантский хор был временно в Петергофе, в казармах лейб-гвардии Конногвардейского полка.
31 августа 1882 г. сформированный Придворный музыкантский хор играл в Гатчине перед Александром III.
По предложению принца Ольденбургского (в виду предстоящей коронации Александра III) при Придворном музыкантском хоре тогда же был утвержден штат отдельного Хора роговой музыки. Заказанные для него в Москве у мастера И. Федорова инструменты прибыли в феврале 1883 г., и с этого момента Роговой хор начал функционировать. Вместе с роговым оркестром Придворный музыкантский хор насчитывал около 80 человек.
В феврале 1883 г. Придворному музыкантскому хору было отведено здание Придворного конюшенного ведомства на Екатерининском канале, 9, занимавшее почти весь квартал – выходило на Чебоксарский пер. и занимало дом 2 по М. Конюшенной ул. Там разместились казармы для холостых музыкантов, казенные квартиры, контора, столовая, репетиционный зал, который в нужные моменты превращался в концертный.
По завершении организации Придворного музыкантского хора Штакельберг начал работу по созданию струнной группы и, в конечном итоге, симфонического оркестра. Для этого пришлось приглашать гражданских музыкантов, которые, приходя в оркестр, поступали на военную службу на правах интендантов. Вольнонаемные оркестранты принимались на срок два года и не имели права играть для заработка нигде более, кроме как в оркестрах Императорских театров.
К осени 1882 г. удалось собрать струнную группу в 40 человек, которая в сентябре также играла в Гатчине перед Александром III, а после вместе с духовым хором играла постоянно на дворцовых балах. Первое выступление симфонического орекестра в присутствии Александра III состоялось 25 декабря 1882 г. Руководителем струнной группы был назначен Г. К. Флиге.
Музыканты, будучи на военной службе, получали жалованье – от 240 до 750 рублей в год и право на пенсию после 20 лет службы в размере месячного жалованья. Довольствие командного состава было много выше. Начальник Придворного музыкантского хора получал 5000 руб. в год, не считая квартирных денег и выплат по званию (для сравнения: директор Эрмитажа и управляющий конторой императорского Двора получали в эти же годы по 6000 руб. в год). В Придворном музыкантском хоре служба была организована по военному образцу: за провинности военные музыканты подвергались штрафам и арестам. Отпусков военные музыканты не получали. Многие из музыкантов-духовиков вынуждены были обучаться игре на струнном инструменте, поскольку требовалось расширять симфоническую группу. Штат Придворного музыкантского хора был установлен в 113 человек. Введены были также должности библиотекаря, смотрителя зданий и канцелярских чиновников.
Придворный музыкантский хор явился первым постоянным концертным оркестром России с утвержденным штатом. До его появления оркестры разных музыкальных обществ (Филармонического, Русского музыкального общества, Бесплатной музыкальной школы и др.) не были постоянными, набирались из различных оркестров или приглашались разовые музыканты. Придворные оркестры, существовавшие с 1729 г., также имели постоянный состав, но не были концертными и обслуживали исключительно театральные представления и дворцовые празднества. В начале 1800-х гг. словосочетание «придворный оркестр» стало выходить из употребления, оркестры именовались по названию театральных трупп (оркестр русской оперной труппы, оркестр немецкой оперной труппы и пр.). Эти оркестры состояли при Конторе театральной дирекции (с 1842 г. — Дирекции императорских театров).
Публичные концерты Придворному музыкантскому хору давать было запрещено. Запрещалось нанимать Придворный музыкантский хор частным лицам для своих целей. С 1884 г. поочередно духовому хору и струнной группе была разрешена игра по выходным в Нижнем парке Петергофа на открытой эстраде. Эти концерты были бесплатными, небольшая плата стала взиматься с 1910 г.
Нелегкие условия службы в оркестре стали причиной оттока в скором времени вольнонаемных музыкантов, в связи с чем начальник Хора барон Штакельберг неоднократно составлял рапорты с прошением об улучшении довольствия и условий работы оркестрантов. Тем не менее, желающих вступить в Придворный музыкантский хор было немало. Новых музыкантов отбирал лично барон Штакельберг, для чего совершал поездки в Ригу, Гельсингфорс, Москву, Варшаву и др. города. Таким образом ему удалось собрать высокопрофессиональный коллектив.
Усилиями барона Штакельберга в 1883 г. при Придворном музыкантском хоре, на основании Положения о школах солдатских детей, состоящих при войсках гвардии, была открыта музыкантская Школа (начальником Школы стал Штакельберг). В середине 1880-х Штакельбергом при Придворном музыкантском хоре была устроена библиотека (к 1902 г. насчитывала 6700 единиц хранения, к 1917 г. — 11900). В 1907 г. Штакельбергу удалось добиться передачи в библиотеку богатейшего нотного собрания императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги императора Александра I).
Придворный музыкантский хор давал концерты для императорской семьи и высоких гостей. Все концерты до 1901 г. были закрытыми. Репертуар Придворного музыкантского хора состоял прежде всего из музыки церемониальной и танцевальной (для балов, церемоний, торжеств и пр.). Они проходили обычно в зале Конюшенного ведомства (узком и имевшем плохую акустику); из других залов чаще использовался зал Придворной певческой капеллы. До 1887 г. концерты давались крайне редко, программы их были случайными, чаще это были сочинения второстепенных композиторов, хотя исполнялись также произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, Л. ван Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера. Концерты открывались гимном «Боже, царя храни!», но в 1903 г. он был заменен традиционной здравицей «Слава» и тушем. До 1901 г., когда оркестру были разрешены открытые концерты, состоялось лишь несколько его публичных выступлений: в 1882 г. в зале Дворянского собрания в концерте в пользу фонда на сооружение памятника Глинке (дирижировал М. А. Балакирев), в 1883 и в 1896 гг. на коронационных торжествах в Москве, в 1899 г. в публичном заседании Академии наук, состоявшемся в зале Консерватории по случаю 100-летнего юбилея А. С. Пушкина; публичный концерт в честь юбилея Пушкина в том же году был дан в Таврическом дворце.
С 1893 г. установилась традиция давать симфонические концерты при Дворе по воскресеньям, а в субботу устраивать генеральные репетиции, куда допускалась великосветская публика. В этих «субботниках» участвовали известные музыканты – пианист И. Падеревский, скрипач А. Марто, певица Ф. В. Литвин. Зал Конюшенного ведомства, вмещавший 250 человек, заполнялся до отказа, и «субботники» были перенесены в зал Придворной певческой капеллы. «Субботники» были платными, но весь сбор шел в пользу фонда музыкантских вдов и сирот. С 1890-х гг. в репетиционном помещении на Екатерининском канале стали устраиваться регулярные камерные вечера и утра, концерты духовой музыки.
С 1880-х гг. в оркестр стали отбирать музыкантов из инструментальных классов Придворной певческой капеллы. Многие известные музыканты (М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, позже А. К. Глазунов, С. Н. Василенко) ходатайствовали о принятии в оркестр своих учеников, что говорит о высоком авторитете этого коллектива среди профессиональных музыкантов. В то же время ученики Школы при оркестре направлялись для совершенствования в инструментальный класс Капеллы.
Важным событием в жизни Придворного музыкантского хора стало его участие в торжественном короновании императора Николая II и его супруги Александры Федоровны, которое состоялось 14 мая 1896 г. в Московском кремле в Успенском соборе.
Программы концертов Придворного оркестра
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»