Войти
Регистрация
Персоны
Фикрет Амиров
Композитор
Народный артист СССР
Биография
Амиров Фикрет Мешади Джамиль оглы – советский азербайджанский композитор и общественный деятель, педагог, народный артист СССР, член-корреспондент Академии наук Азербайджанской ССР.
Родился 22 ноября 1922 года в городе Гянджа (Азербайджан) в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. Азербайджанец. Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки – композитор У.Гаджибеков и певец Бюль-Бюль.
В 1948 году окончил Азербайджанскую консерваторию, где занимался в классе композиции у Б.И.Зейдмана. В 1942-1945 годах директор и художественный руководитель филармонии и директор музыкального училища в городе Гянджа. В 1946-1947 годах художественный руководитель Азербайджанской государственной филармонии имени А.М.Магомаева, в 1956-1959 годах директор Азербайджанского академического театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова.
В годы учёбы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У.Гаджибекова – основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. «Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим», – писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма «Посвящение Узеиру Гаджибекову» (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949).
Под воздействием оперетт У.Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется «Аршин мал алан») у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию «Похитители сердец» (1943). Работа протекала под руководством У.Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжёлые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров написал вторую музыкальную комедию – «Радостная весть» (1946). Затем появились опера «Улдиз» (1948), симфоническая поэма «Памяти героев Великой Отечественной войны» (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946).
В 1947 году композитор написал симфонию «Низами» – первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 году Амиров создал свои знаменитые симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд-овшары», представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки. Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.
Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноимённой драмы Д.Джабарлы опере «Севиль» (1953) – первой национальной лирико-психологической опере. Важное место в творчестве Амирова 1950-1960-х годов занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита «Азербайджан» (1950), «Азербайджанское каприччио» (1961), «Симфонические танцы» (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов «Шур» и «Кюрд-овшары» спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова – «Гюлистан Баяты-шираз» (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока – Хафиза и Сзади. В 1964 году композитор сделал вторую редакцию симфонии для струнного оркестра «Низами».
По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта – Насими – Амиров написал хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы «Сказание о Насими», а позже сделал оркестровую редакцию этого балета.
2 марта 1965 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет «Тысяча и одна ночь» (1979) – красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров ввёл в партитуру еще одну тембровую краску – голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.
В 1980 году Амиров был избран членом-корреспондентом Академии наук Азербайджанской ССР.
Музыка композитора Амирова отличалась широким мелодическим дыханием, колористической щедростью, яркой эмоциональностью. Творчески используя мелодические и ритмические возможности народной музыки, композитор создал произведения, оригинальные по содержанию и форме, наделенные высокими художественными достоинствами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1982 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения композитору Амирову Фикрету Мешади Джамилю оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Амиров наряду с композиторской активно занимался и музыкальнообщественной деятельностью. Он был секретарём правлений Союза композиторов Азербайджана (с 1956) и Союза композиторов СССР (с 1975).
Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 4-7-го созывов.
Жил и работал в Баку. Скончался 20 февраля 1984 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.
Награждён 2 орденами Ленина (9.06.1959; 19.11.1982), 2 орденами Трудового Красного Знамени (27.10.1967; 2.07.1971), медалями. Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1949, за азербайджанские мугамы «Кюрд-овшары» и «Шур» для симфонического оркестра), Государственной премии СССР (1980, за музыку к балету «Тысяча и одна ночь»), Государственной премии Азербайджанской ССР (1974), премии Ленинского комсомола Азербайджанской ССР (1967).
Автор книги «В мире музыки» (1983).
Имя Ф.М.Амирова носят Гянджинская филармония, Государственный ансамбль песни и танца. В Баку, Гяндже, Сумгайыте есть места, музыкальные школы, носящие имя Героя.
Родился 22 ноября 1922 года в городе Гянджа (Азербайджан) в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. Азербайджанец. Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки – композитор У.Гаджибеков и певец Бюль-Бюль.
В 1948 году окончил Азербайджанскую консерваторию, где занимался в классе композиции у Б.И.Зейдмана. В 1942-1945 годах директор и художественный руководитель филармонии и директор музыкального училища в городе Гянджа. В 1946-1947 годах художественный руководитель Азербайджанской государственной филармонии имени А.М.Магомаева, в 1956-1959 годах директор Азербайджанского академического театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова.
В годы учёбы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У.Гаджибекова – основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. «Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим», – писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма «Посвящение Узеиру Гаджибекову» (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949).
Под воздействием оперетт У.Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется «Аршин мал алан») у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию «Похитители сердец» (1943). Работа протекала под руководством У.Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжёлые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров написал вторую музыкальную комедию – «Радостная весть» (1946). Затем появились опера «Улдиз» (1948), симфоническая поэма «Памяти героев Великой Отечественной войны» (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946).
В 1947 году композитор написал симфонию «Низами» – первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 году Амиров создал свои знаменитые симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд-овшары», представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки. Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.
Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноимённой драмы Д.Джабарлы опере «Севиль» (1953) – первой национальной лирико-психологической опере. Важное место в творчестве Амирова 1950-1960-х годов занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита «Азербайджан» (1950), «Азербайджанское каприччио» (1961), «Симфонические танцы» (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов «Шур» и «Кюрд-овшары» спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова – «Гюлистан Баяты-шираз» (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока – Хафиза и Сзади. В 1964 году композитор сделал вторую редакцию симфонии для струнного оркестра «Низами».
По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта – Насими – Амиров написал хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы «Сказание о Насими», а позже сделал оркестровую редакцию этого балета.
2 марта 1965 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет «Тысяча и одна ночь» (1979) – красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров ввёл в партитуру еще одну тембровую краску – голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.
В 1980 году Амиров был избран членом-корреспондентом Академии наук Азербайджанской ССР.
Музыка композитора Амирова отличалась широким мелодическим дыханием, колористической щедростью, яркой эмоциональностью. Творчески используя мелодические и ритмические возможности народной музыки, композитор создал произведения, оригинальные по содержанию и форме, наделенные высокими художественными достоинствами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1982 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения композитору Амирову Фикрету Мешади Джамилю оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Амиров наряду с композиторской активно занимался и музыкальнообщественной деятельностью. Он был секретарём правлений Союза композиторов Азербайджана (с 1956) и Союза композиторов СССР (с 1975).
Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 4-7-го созывов.
Жил и работал в Баку. Скончался 20 февраля 1984 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.
Награждён 2 орденами Ленина (9.06.1959; 19.11.1982), 2 орденами Трудового Красного Знамени (27.10.1967; 2.07.1971), медалями. Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1949, за азербайджанские мугамы «Кюрд-овшары» и «Шур» для симфонического оркестра), Государственной премии СССР (1980, за музыку к балету «Тысяча и одна ночь»), Государственной премии Азербайджанской ССР (1974), премии Ленинского комсомола Азербайджанской ССР (1967).
Автор книги «В мире музыки» (1983).
Имя Ф.М.Амирова носят Гянджинская филармония, Государственный ансамбль песни и танца. В Баку, Гяндже, Сумгайыте есть места, музыкальные школы, носящие имя Героя.
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год