Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт
29 января 2025

Петербургская премьера Симфонии Мечислава Вайнберга и музыка Саломоне Росси: Петербургская филармония посвятила концерт памяти жертв Холокоста

Фото: Анна Флегонтова

28 января в Большом зале филармонии прозвучала программа «Желтые звезды», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста. В этот вечер Академический симфонический оркестр филармонии под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера и приглашенная солистка Мариинского театра, сопрано Анна Денисова осуществили петербургскую премьеру Симфонии № 21 «Кадиш» Мечислава Вайнберга. Также в программу вошли сочинения композитора эпохи Возрождения Саломоне России, объединившего иудейскую молитву с достижениями профессионального искусства своей эпохи: его музыка прозвучала в исполнении певицы Алисы Тен и коллективов One Orchestra и One Consort. Художником по свету выступил Денис Колосов. Концерт прошел при содействии Фонда поддержки музыкального образования.

27 января 1945 года советские войска освободили концентрационный лагерь «Освенцим» – крупнейшую нацистскую «фабрику смерти». В 2005 году, по решению ООН, эта дата стала Международным днем памяти жертв Холокоста. Программа Петербургской филармонии «Желтые звезды», традиционно обращенная к этому Дню, в этом году посвящена 80-летию освобождения «Освенцима». 

Проект, объединяющий музыку композиторов еврейского происхождения, существует уже десять лет. В этот вечер по сформировавшейся традиции Большой зал филармонии становится пространством памяти: здесь звучит музыка, как отразившая богатство и самобытность еврейской культуры, так и напрямую посвященная трагедии еврейского народа.

Концерт представил публике большие музыкальные открытия: на нем впервые в Петербурге в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера прозвучала Симфония № 21 «Кадиш» (1991) Мечислава Вайнберга – выдающегося композитора XX века, друга Дмитрия Шостаковича, чья музыка постепенно возвращается из забвения. 

«Это последняя симфония Мечислава Вайнберга, она написана в 1991 году и посвящена восстанию в Варшавском гетто, – рассказывает Владимир Альтшулер. – Как известно, композитор родился в Польше и был вынужден бежать оттуда во время оккупации: его воспоминания о Родине отражены в симфонии – большом шестичастном сочинении продолжительностью более пятидесяти минут. Симфония не проста как для исполнения, так и для восприятия, но это – настоящее, многослойное произведение, такое, как, например, большие романы Льва Толстого. Каждый ее смысловой слой становится доступен с появлением нового жизненного опыта».

На титульном листе партитуры, подводящей итог работе композитора в жанре симфонии, значится: «Памяти погибших в Варшавском гетто». Название партитуре дала еврейская поминальная молитва, прославляющая Бога и молящая о мире для Израиля и всей земли. И смысл понятия «Кадиш», и прежде фигурировавший в нотах другой вариант названия – «Плач», и введение в партитуру клезмерского оркестра составляют ряд символов, предельно ясно обозначающих содержание этой музыки. 

Первое отделение концерта было посвящено музыке Саломоне Росси – уникальной фигуре в истории музыки – композитору эпохи Возрождения, современнику создателя жанра оперы Клаудио Монтеверди, с которым, кстати, они вместе состояли на службе при дворе династии Гонзаго в Мантуе, вместе музицировали в ансамблях. Поразительное свойство наследия России заключается в соединении великих религиозных традиций его народа с новейшими достижениями музыкального искусства конца XVI – начала XVII веков: иудейская молитва соединяется в его сочинениях с хоровой полифонической фактурой.

Человек, за выдающиеся профессиональные заслуги освобожденный от ношения желтой нашивки иудея и при этом, сохраняя верность себе, неизменно подписывавшийся “Salamone Rossi Ebreo», создал множество сочинений. Особое место среди его вокальной и инструментальной музыки занимают 33 псалма на древнееврейском языке «Песни Соломона»: ничего подобного не появлялось вплоть до XIX века – времени возрождения еврейской профессиональной музыки. Тогда же, кстати, была обнаружена и рукопись «Песен Соломона»: с этого началось возрождение музыки Росси.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»