Новости
Согласие на использование cookies
Петербургская филармония почтит память жертв Холокоста: проект «Желтые звезды» представит петербургскую премьеру Симфонии Мечислава Вайнберга и музыку еврейского композитора эпохи Возрождения Саломоне Росси

28 января в Большом зале филармонии прозвучит программа «Желтые звезды», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста. В этот вечер Академический симфонический оркестр филармонии под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера и приглашенная солистка Мариинского театра, сопрано Анна Денисова осуществят петербургскую премьеру Симфонии № 21 «Кадиш» Мечислава Вайнберга. Также в программе – сочинения композитора эпохи Возрождения Саломоне России, объединившего иудейскую молитву с достижениями профессионального искусства своей эпохи: его музыка прозвучит в исполнении певицы Алисы Тен и коллективов One Orchestra и One Consort. Художником по свету выступит Денис Колосов. Концерт пройдет при содействии Фонда поддержки музыкального образования.
27 января 1945 года советские войска освободили концентрационный лагерь «Освенцим» – крупнейшую нацистскую «фабрику смерти». В 2005 году, по решению ООН, эта дата стала Международным днем памяти жертв Холокоста. Программа Петербургской филармонии «Желтые звезды», традиционно обращенная к этому Дню, в этом году посвящена 80-летию освобождения «Освенцима».
Проект, объединяющий музыку композиторов еврейского происхождения, существует уже десять лет. По сложившейся за это время традиции в этот вечер Большой зал филармонии становится пространством памяти: здесь звучит музыка, как отразившая богатство и самобытность еврейской культуры, так и напрямую посвященная трагедии еврейского народа.
Предстоящий концерт обещает большие музыкальные открытия: на нем впервые в Петербурге в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера прозвучит Симфония № 21 «Кадиш» (1991) Мечислава Вайнберга – выдающегося композитора XX века, друга Дмитрия Шостаковича, чья музыка постепенно возвращается из забвения.
На титульном листе партитуры, подводящей итог работе композитора в жанре симфонии, значится: «Памяти погибших в Варшавском гетто». Название симфонии дала еврейская поминальная молитва, прославляющая Бога и молящая о мире для Израиля и всей земли. И смысл понятия «Кадиш», и прежде фигурировавший в нотах другой вариант названия – «Плач», и введение в партитуру клезмерского оркестра составляют ряд символов, предельно ясно обозначающих содержание этой музыки.
Первое отделение концерта будет посвящено произведениям Саломоне Росси – уникальной фигуре в истории музыки – композитору эпохи Возрождения, современнику создателя жанра оперы Клаудио Монтеверди, с которым, кстати, они состояли на службе при дворе династии Гонзаго в Мантуе, вместе музицировали в ансамблях. Поразительное свойство наследия России заключается в соединении великих религиозных традиций его народа с новейшими достижениями музыкального искусства конца XVI – начала XVII веков: иудейская молитва соединяется в его сочинениях с хоровой полифонической фактурой.
Человек, за выдающиеся профессиональные заслуги освобожденный от ношения желтой нашивки иудея, при этом, сохраняя верность себе, неизменно подписывавшийся “Salamone Rossi Ebreo”, создал множество сочинений. Особое место среди его вокальной и инструментальной музыки занимают 33 псалма на древнееврейском языке «Песни Соломона»: ничего подобного не появлялось вплоть до XIX века – времени возрождения еврейской профессиональной музыки. Тогда же была обнаружена и рукопись «Песен Соломона»: с этого началось возрождение музыки Росси.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»