4 декабря 2024

«Концертное исполнение оперы всегда сложнее: ты обнажен, у тебя есть только твои голос и тело»: Надежда Павлова исполнила монооперу «Человеческий голос» в Петербургской филармонии

Фото: Анна Флегонтова

3 декабря исполнение великих шедевров русской и французской музыки XX века – монооперы «Человеческий голос» Пуленка и Второго фортепианного концерта Рахманинова – продолжило абонемент, посвященный 90-летию Александра Дмитриева. Выдающийся дирижер, в репертуаре которого важное место всегда занимала французская музыка, возглавлял Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии с 1977 по 2018 год, ныне он дирижер-лауреат коллектива, в январе филармония готовится отметить его 90-летие

Исполнение монооперы Франсиса Пуленка было организовано Петербургской филармонией в сотрудничестве с фестивалем «Опера Априори»

Вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением Артема Абашева выступила одна из самых ярких российских певиц, обладательница премии «Золотая маска», участница крупнейших мировых фестивалей, сопрано Надежда Павлова и известный петербургский пианист Александр Кашпурин.

В центре программы – моноопера Франсиса Пуленка, в основе которой – одноименная пьеса (1928) Жана Кокто. Написанный великим драматургом диалог молодой женщины с бывшим возлюбленным, раскрывающий все грани ее переживаний (а по сути – драматический монолог, ведь реплики собеседника нам не слышны, вместо него на сцене – лишь телефонная трубка) – отразился в культуре многократно. Эту роль играли большие актрисы, затем – исполняли выдающиеся певицы, по пьесе Кокто написано несколько моноопер, сняты фильмы Роберто Росселини и Педро Альмодовара.

В сезоне 2023/2024 моноопера «Человеческий голос» была поставлена Дмитрием Волкостреловым в Пермском оперном театре специально для Надежды Павловой.

«Для профессионального певца петь на протяжении 45-50 минут – это не сложно, сложность исполнения этой оперы – скорее эмоциональная. Должна признаться, что, когда я работала над ролью в “Человеческом голосе”, эта героиня не вызывала у меня симпатии, потому что сама я смотрю на ситуации, подобные той, в которой оказалась она, совершенно иначе: если что-то не складывается, я закрываю эту дверь, сжигаю декорации этого спектакля и иду дальше, у меня начинается новый период. Поэтому “войти” в эту героиню, понять, полюбить, стать ее адвокатом мне было очень тяжело, – рассказывает Надежда Павлова. – Конечно, по сравнению с выступлением в спектакле концертное исполнение всегда сложнее: ты обнажен, у тебя есть только твои голос и тело. Все-таки в спектакле можно “спрятаться” за декорациями, костюмами, мизансценами, они помогают».

Надежда Павлова – лауреат премий Ассоциации музыкальных критиков (2016) и «Золотая маска» (2017) за роль Виолетты в опере «Травиата» Джузеппе Верди в постановке Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса, а также оперной премии Casta Diva в номинации «Певица года» (2020). Надежда Павлова регулярно выступает на Зальцбургском и Люцернском фестивалях, «Флорентийском музыкальном мае» (дебютировала в 2023 году в сотворчестве с Зубином Метой), а также в крупнейших оперных театрах и концертных залах Европы, среди которых Баварская государственная опера, Цюрихский оперный театр, Гамбургский оперный театр, Большой театр Люксембурга, Эльбская филармония, венский Концертхаус, Кёльнская филармония и Концертхаус Дортмунда. 

В этом году Надежда Павлова выступила на сцене Баварской оперы в «Травиате» и на Зальцбургском фестивале в партии Донны Анны в постановке Ромео Кастеллуччи «Дон Жуана» с Теодором Курентзисом за дирижерским пультом. 2025 год откроется партией Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса) в новой постановке Дмитрия Чернякова и Кента Нагано в Гамбурге и продолжится выступлением на фестивале в Любляне вместе с Шарлем Дютуа в «Военном реквиеме» Бриттена. 

Следующий концерт абонемента Академического симфонического оркестра состоится 19 января, в день 90-летия Александра Дмитриева, и будет посвящен этому юбилею: под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева коллектив исполнит сочинения Дебюсси, Прокофьева, Мусоргского, солистом выступит известный петербургский пианист Николай Мажара.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»