Электронный инструмент, на котором играл Владимир Ленин, прозвучал в Петербургской филармонии
Фоторепортаж

Фото: Анна Флегонтова

19 марта в Большом зале филармонии с Академическим симфоническим оркестром под управлением Евгения Бушкова выступила исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская. Звук уникального электронного инструмента, напоминающий человеческий голос, рождается из воздействия исполнителя на электромагнитные поля, или, как может показаться со стороны, просто из воздуха. 

Концерт прошел в рамках абонемента «Концерты во фраках и в джинсах»,  в концертах которого классика звучит рядом с «зарифмованной по смыслу» музыкой популярного жанра. 3 мая абонемент продолжится программой «Джаз и рок», в программе – композиции группы Pink Floyd в версии для симфонического оркестра и сочинения Николая Капустина. Ведущий абонемента – журналист и продюсер Александр Малич.

«Я думаю, что все люди так или иначе слышали терменвокс главным образом в “старообразных” фильмах про космос. Это – одно из клише, которое сопровождает инструмент на протяжении всей его истории», – рассказала Олеся Ростовская. 

Программа концерта продемонстрировала, что инструмент, изобретенный Львом Терменом, способен выражать образы намного более широкого спектра: прозвучали как переложения известных композиций Рахманинова, Гершвина, Вила-Лобоса, Пьяццоллы, так и специально написанная для терменвокса и симфонического оркестра Первая аэрофоническая сюита Иосифа Шиллингера – человека удивительной судьбы и разнообразных талантов, друга Дмитрия Шостаковича и Льва Термена (именно тот и осуществил мировую премьеру Сюиты в США), позже у Шиллингера учился Джордж Гершвин. Музыка Гершвина также звучала в этот вечер: его знаменитую Рапсодия в стиле блюз вместе с оркестром исполнил исполнил известный петербургский пианист Николай Мажара. 

Первый концерт на терменвоксе его изобретатель, специалист в области радиотехники Лев Термен дал в 1920-м году в Петрограде. Первоначально он был занят изобретением электроизмерительного прибора, у которого обнаружилось побочное свойство – он издавал и менял звук в зависимости от изменения положения руки в пространстве. Термен неоднократно выступал в Петроградской филармонии c демонстрацией своего изобретения: 19 декабря 1922 года в Большом зале состоялся концерт под названием «Радио-музыка», на котором демонстрировался «вновь изобретенный музыкальный инструмент», у которого к тому моменту еще не было названия (афиша доступна в статье о Льве Термене на сайте digital-проекта «Столетие филармонии»).

Сохранились воспоминания Льва Термена о том, что во время визита изобретателя в Кремль на его удивительном инструменте играл Владимир Ленин: «После этого я стал играть <... > Во время игры интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная – у него лицо делалось печальным, а если часть мажорная – у него лицо было радостное. После каждой вещи он сильно аплодировал. А после “Жаворонка” <...> ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад, и “в четыре руки”, мы сыграли “Жаворонка”». [Цит. по: Самохин В.П., Мещеринова К.В., Тихомирова Е.А.. Лев Сергеевич Термен (120-летие со дня рождения) // Наука и образование, ноябрь 2016.)]

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»