Произведения

Семь сонетов Микеланджело для тенора и фортепиано

Посвящение: Питеру

Почти всё поэтическое наследие Микеланджело составляют сонеты, любовные песни, и почти все они были созданы им на склоне лет. В них «сила любви и способности любви, ставшие блаженством и мýкой», переданы с изумляющей страстностью. «Благодаря своей неистовой стихийности эти горестные признания могучего художника потрясают нас с … чудовищной, почти не укладывающейся в рамки искусства и эстетики человеческой силой», – писал Томас Манн об этих сонетах. Бриттеновское решение вполне укладывается «в рамки искусства и эстетики» – он создает современную версию bel canto (его учитель Джон Айрленд после концерта-премьеры назвал итальянский компонент стиля Бриттена в этом сочинении «пастиччо из Верди, Беллини и Доницетти»). Именно этот цикл Бриттена побудил французского критика Антуана Голеа назвать Бриттена «итальянцем среди англичан».

Однако Бриттен, похоже, не стремился воспроизвести неистовый пламенный дух сонетов Микеланджело. Его тон не столь экспрессивен, как можно было бы того ожидать. Он будто очищен от испепеляющих душу страстей, он – скорее пылкий и нежный. Бриттеновское прочтение сонетов не столько обнажает терзающую, порывистую, неукротимую страстность любовных песен Микеланджело, сколько – сияние, на крыльях которого, по словам Томаса Манна, «дух возносится к небесам, от земного к божественному».

Сочинение было написано в США, где Бриттен прожил с 1939 по 1942 год и где его творческий дар пережил этап бурного взлета, а композиторская техника достигла ранга мастерства. В Америке он обрел способность работать неуклонно, несмотря на происходящее во внешнем, большом мире и малом мире друзей, приятелей и родных: постоянная запись в дневнике – «practice & write as usual» («как обычно, занимался и работал»). Сонеты Микеланджело находятся в массе сочинений американских лет, но – все же! – произведение это во многих отношениях исключительное.

Обратиться к Микеланджело подсказал Бриттену поэт Уистен Хью Оден – близкий друг в 1930-е и Вергилий молодого композитора в области поэзии. Тому есть косвенные доказательства, и так вспоминал в конце 1980-х ближайший друг композитора Вулф Шерхен (сын выдающегося дирижера Германа Шерхена). «Я совершенно обезумел от Сонетов Микеланджело», – писал Бриттен в одном из писем апреля 1940 года. – «<…> написал добрую половину выбранной порции, при том довольно смело – по-итальянски! Но здесь есть люди с хорошим итальянским. К тому же чувствую, что после Рембо по-французски смогу подступиться к кому угодно, и теперь положил глаз на Рильке и Хёльдерлина!» Очевидно, что Сонеты – не просто очень удачный выбор итальянских стихов и прекрасное сочинение на языке оригинала. Оно стало «обретением собственного уникального композиторского голоса», – пишет Дональд Митчелл. «Такая камерная вокальная музыка появляется в Англии впервые после XVII века» (имеется в виду, конечно, Пёрселл) и «впервые после смерти Гуго Вольфа», – пишет сразу же после премьеры критик Эдвард Саквил-Вест. Заменившая Бриттену мать Элизабет Майер, чья искренняя и неколебимая вера в талант двух молодых людей – Бриттена и Пирса – поддерживала их в американские годы, отмечает, что в этом сочинении впервые услышала «работу гения».

Самые близкие Бриттену люди – Питер Пирс и Элизабет Майер – трудились над английским переводом сонетов для официальной премьеры, которая состоялась по возвращении в Англию 23 сентября 1942 года в Вигмор холле (Wigmore Hall); в этом переводе цикл издается и записывается на диски. В Америке музыканты дали несколько частных исполнений для друзей, в том числе для Альмы Малер – ей Бриттен подарил рукописную копию подлинника и надписал «с любовью» (Альма возлагала на него миссию завершения Десятой симфонии Малера). Премьера ознаменовала собой рождение одного из самых замечательных в ХХ столетии камерных ансамблей, а звукозапись фирмы HMV («His Master’s Voice») 20 ноября 1942 года стала их первой совместной записью.

«Семь сонетов Микеланджело» – вокальная сюита, обладающая признаками вокального цикла. Вступлением служит первый сонет (XVI), призывного и торжественного характера. Между страстными и порывистыми вторым (XXXI) и четвертым (LV) сонетами располагается третий (ХХХ) – средоточие чистоты, света, покоя и интимности, одно из самых прекрасных бриттеновских творений. Пятый сонет (ХХХVIII) – жанровый: изящная, в духе испанской музыки Дебюсси, серенада. Шумановской юношеской взволнованностью веет от музыки шестого (ХХХII) сонета (стилевая арка ко второму в цикле сонету). Последний, величественно звучащий седьмой сонет (XXIV) служит эпилогом цикла.

Мгновенный успех «Семи сонетов Микеланджело» и размах признания потрясли самого автора цикла. Строгий и авторитетный профессор класса композиции Джон Айрленд, бывший педагогом Бриттена в Королевском колледже музыки, прослушав это сочинение, обратил внимание на то, как много композиторов, чье имя начинается с буквы «Б»! – и поставил имя Бриттена, своего недавнего ученика, в один ряд с именами Баха, Бетховена, Брамса, Бартока.

Л. Ковнацкая
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»