Произведения
Симфония № 8
«Дмитрий Шостакович — гениальный композитор — прошел через жизнь всех нас и оставил глубокий след. Он принес нам много счастья и радости, хотя сила его трагизма часто сокрушала нас. Невозможно полностью оценить и понять все, что связано с таким большим явлением, как Шостакович. Лично для меня решающим, главным произведением в его творчестве явилась Восьмая симфония».
Святослав Рихтер
После того резонанса, который вызвала во всем мире «Ленинградская» симфония, известие о новой симфонии Шостаковича было воспринято с огромным интересом. Однако ожидания сенсации не оправдались. После премьеры, которая состоялась 4 ноября 1943 года в Москве (в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Е. Мравинского), И.И. Соллертинский писал жене: «Впечатление огромное, но музыка значительно труднее и острее, чем в 5-й или 7-й, и потому она вряд ли будет популярной». Действительно, Восьмая была принята в Советском Союзе значительно прохладнее своей предшественницы. Западная критика тоже оценила премьеру скептически. Даже Е.А. Мравинский, первый исполнитель симфонии и человек, которому она посвящена, не сразу оценил достоинства этого колоссального сочинения. Но уже четыре года спустя, когда дирижера пригласили на фестиваль «Пражская весна – 47», он поставил условие, что выступит только в том случае, если в программу будет включена именно Восьмая симфония.
Эта огромная пятичастная симфония была написана Шостаковичем в кратчайшие сроки. Первые такты появились 2 июля, 3 августа в Москве композитор окончил длящуюся около получаса первую часть, а 9 сентября партитура была готова. Сочинение, вошедшее в число наиболее выдающихся произведений, связанных с трагедией Второй мировой войны, сразу назвали «Поэмой страдания».
Восьмая симфония содержит мощный заряд экспрессии и напряжения. Небывалого размаха достигает трагизм в первой части, где музыка буквально пронизывает слушателя, вызывая ощущение боли и отчаяния, а душераздирающая кульминация перед репризой долго подготавливается и отличается необыкновенной силой воздействия.
В двух следующих частях композитор возвращается к гротеску и карикатуре. Первая из них — марш, который может ассоциироваться с музыкой Прокофьева, хотя это подобие чисто внешнее. С явно программной целью Шостакович использовал в нем тему, являющуюся пародийным парафразом немецкого фокстрота «Розамунда». Эта же тема в конце части искусно наложена на главную, первую музыкальную мысль, в результате чего возникает интересный полифонический эпизод.
Токката – как бы второе скерцо, великолепное, полное внутренней силы. Простое по форме, несложное в музыкальном плане, оно является одним из лучших примеров часто встречающейся у Шостаковича музыки, необыкновенно сильно влияющей на слушателя и при этом созданной при помощи простых средств. Моторное остинатное движение в токкате непрерывно продолжается на протяжении всей части; на этом фоне возникает обособленный мотив, выполняющий роль темы. Средний раздел токкаты содержит чуть ли не единственный во всем произведении юмористический эпизод, после которого музыка вновь возвращается к начальной мысли. К концу токкаты звучание оркестра набирает все большую силу, количество участвующих инструментов возрастает – наступает кульминация всей симфонии. После этого музыка непосредственно переходит в пассакалию, необыкновенно трагичную и волнующую. Здесь двенадцать раз проходит басовая тема, на фоне которой сплетаются все новые и новые мысли, а музыкальный материал ткется с помощью всевозможных искусных полифонических приемов.
Финал симфонии – пастораль с необычно красочными моментами, сообщающими музыке настроение безмятежности, – выстроен из целого ряда небольших эпизодов и различных тем, что придает ему несколько мозаичный характер. Оканчивается Восьмая симфония (в отличие от многих других сочинений) на pianissimo. Ее кода, исполняемая струнными инструментами и солирующей флейтой, ставит не точку, а скорее знак вопроса.
Композитор был особенно привязан к этому своему творению. В 1956 году он писал: «Очень жалею, что вот уже много лет не исполняется у нас Восьмая симфония, в которую я вложил много мыслей и чувств. В этом произведении была попытка выразить переживания народа, отразить страшную трагедию войны. Написанная летом 1943 года Восьмая симфония является откликом на события того трудного времени; как мне кажется, это вполне закономерно».
5 февраля 1944 года состоялось первое исполнение симфонии Заслуженным коллективом Республики под управлением Е. Мравинского в Новосибирске (где оркестр был в эвакуации).
По монографии К. Мейера
Концерты
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»