Произведения
«Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля», симфоническая поэма
Рихард Штраус прожил долгую и чрезвычайно насыщенную жизнь. Он органично связал своим творчеством музыкальное искусство конца XIX и первой половины ХХ века, пройдя путь от позднего романтизма к экспрессионизму и затем – к неоклассицизму. Огромное жизнелюбие, щедрость и яркость красок, волевой темперамент и безупречное мастерство – вот наиболее привлекательные черты его музыки. Наследие Штрауса огромно, но прежде всего его композиторская индивидуальность обнаружила себя в жанре симфонической поэмы (наибольшую известность получили поэмы «Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Так говорил Заратустра» и «Жизнь героя», входящие в репертуар всех крупнейших симфонических оркестров).
В поэме-скерцо «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» юмор, ранее не находивший себе применения в этом жанре, озорное зубоскальство пронизывают почти каждый такт. Партитура воспринимается как забавный хоровод задорных мелодий. Уже само название звучит весело. «По старинным плутовским мелодиям – в форме рондо – для большого оркестра» – написано в подзаголовке. Проныра Тиль, в лице которого композитор выражает свое презрение к «стране филистеров, глупости и умственной лени», имеет незабываемые визитные карточки – два великолепных лейтмотива, которые сопровождают героя в его забавах (первый – лукаво-меланхолический, излагаемый валторной, второй – дерзкий, порученный кларнету). С последними трелями флейт насмешник испускает дух. Но краткий эпилог утверждает – в народном сознании он продолжает жить.
Э.Краузе
Концерты
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»