Произведения
Симфония № 3
Третья симфония возникла летом 1883 года, которое Брамс провел на Рейне, хранившем память его первых путешествий. Симфонию он записал очень быстро, ознаменовав пятидесятилетний рубеж своей жизни достойной вершиной. Она явилась естественным результатом творчества предыдущих лет. В Третьей симфонии основные конфликтные силы выступают в новом качестве. Современники считали ее героической; существовала даже версия, связывающая замысел сочинения с идеей объединения Германии. И.И.Соллертинский называет ее «патетической одой», акцентируя значение «драматических зарниц», вспыхивающих на всем протяжении и реализующихся в финале. Очень интересно мнение Б.В.Асафьева: «Третья симфония – симфония сочных контрастов и нервных вспышек – отличается любопытным свойством: каждая из четырех частей ее в итоге развития приводит к успокоению и лирическому завершению».
Концепция симфонии ярко романтична – в ней отражены восторг и мятежность, скорбь и просветление, пантеизм, поэзия народного быта. Трудно определить жанр симфонии, в которой слились драма и пастораль (синтез образов Первой и Второй симфоний), лирика и эпос. Значительно ее место в развитии лирико-психологического симфонизма конца XIX века.
Так же как Первая и Вторая, Третья симфония имеет свой «эпиграф», свой заглавный мотив - широкий, восходящий мотив-клич, своего рода пантеистический символ природы. Являясь связующим элементом всей музыкальной ткани симфонии, по-разному гармонизованный, мотив пронизывает всю I часть и появляется в других части цикла.
Развитие в Третьей симфонии направлено от мажорного сонатного allegro, где с особой силой проявляется романтический пафос Брамса, к трагическим образам бурного минорного финала. Такой тональный путь от мажора к минору необычен, даже уникален. Вместе с тем здесь намечается тенденция, которая так гениально будет осуществлена Брамсом в Четвертой симфонии и найдет яркое выражение в симфонических циклах Малера. В русской симфонии концепция трагического финала имеет своей вершиной Шестую Чайковского.
Промежуточные части Третьей симфонии – Andante и Росо Allegretto, своего рода камерные лирические интермеццо, оттеняющие друг друга ладовым колоритом. В Andante сочетаются простота народной песенности и внутренняя глубина содержания, богатство психологической разработки образов. Росо Allegretto концентрирует один из характернейших аспектов стиля Брамса – высокоартистичное, тонко-художественное претворение жанрово-бытовых истоков. Это романс для оркестра, сочетающий эмоциональную непосредственность связей с формами бытового музицирования и психологически тонкую, поэтическую брамсовскую нюансировку их. Такую тему, как в Allegretto, Брамс мог почерпнуть из репертуара, который ему приходилось играть в кафе. Но банальность мелодического первоистока в сочетании с тонкостью брамсовской интонационности, насыщенной структурой его ткани, создают образ, полный одухотворенности и благородства.
В финале разворачивается «генеральное сражение» устойчивости и смятенности. Это кульминация стихийного драматизма в брамсовской музыке. Так возникает сплошной лирический ток, идущий от первой части к финалу и объединяющий весь цикл линией непрерывного нарастания лирико-драматической экспрессии. Творчество Брамса включается здесь в выражение общей тенденции времени, затронувшей самые различные музыкальные явления – от баллад и си-минорной сонаты Шопена до рахманиновских концертов.
Симфония впервые прозвучала 2 декабря 1883 в Вене под управлением Ганса Рихтера.
Концерты
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»