Произведения
«Голос из хора», кантата для солистов, смешанного хора, органа и камерного оркестра
Кантата «Голос из хора» на стихи Блока — одно из ранних (сочинена в 1963 году), наиболее любимых автором и, можно сказать, многострадальных моих сочинений. Впервые исполненная замечательной Московской хоровой капеллой под руководством А. Юрлова и Госоркестром (дирижировал Г. Рождественский) в начале 1966 года в Москве, кантата вскоре вызвала грозную, идеологически разгромную статью в органе ЦК КПСС — газете «Советская культура». Композитора обвиняли как в пессимистической трактовке блоковских стихов, так и в авангардной оркестровой стилистике (тогда еще далеко не вошедшей в российскую творческую жизнь). Однако за автора вступились авторитетнейшие музыковеды, и в 1968 году (после успешной премьеры оперы «Виринея») «Голос из хора» был повторен в Ленинграде в том же исполнении. Однако издание кантаты было запрещено. Директор издательства «Музыка» осуждающе резюмировал, что композитор сознательно выделил строки из поэмы «Возмездие»:
Двадцатый век… еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
А ведь двадцатый век — это век Октябрьской революции! Ныне представления об этом событии как о трагической катастрофе в истории России уже не столь парадоксально как в советские времена… Ужаснули издательство и стихи финала кантаты:
Как часто плачем — вы и я —
Над жалкой жизнию своей!
О если б знали вы, друзья,
Холод и мрак грядущих дней!
Меня всерьез уверяли, что Блок сам отказался от этого стихотворения («Голос из хора»). Однако мой отец — писатель М. Слонимский часто слышал эти стихи в авторском чтении; Блок читал их в последние годы жизни глухим, торжественным, мерным голосом… Кантата была вновь ошельмована власть имущими. Лишь в середине 70-х годов в новой редакции (были сделаны некоторые купюры, сняты многократные повторения слов в эпилоге и в первой части) «Голос из хора» прозвучал в исполнении ленинградской капеллы под руководством В. Чернушенко (вновь дирижировал прославленный мастер Г. Рождественский), кантата была, наконец, напечатана. В 2016 году она вышла вторым изданием («Композитор», Петербург). Однако ее дальнейшая концертная судьба оказалась подверженной случайностям музыкальной жизни. Прекрасный «Моцартеум» дирижера А. Штейнлухта, исполнявший кантату в 80–90-е годы, распался из-за финансовых трудностей (партии солистов пели Е. Гороховская и С. Лейферкус). Руководитель хора Н. Корнев, успешно исполнявший кантату в 2012 году (солировали О. Петрова и Б. Пинхасович), в дальнейшем потерял сотрудничество с возглавляемым им оркестром.
И вот теперь я горячо надеюсь на возрождение своего любимого с молодости детища силами превосходного хора студентов Петербургской консерватории и крупного симфонического дирижера А. Титова с его первоклассным оркестром…
В кантате семь контрастных частей. Мягкую романсность первой части «О, весна!» (солистов поддерживает женский хор) сменяет жесткая трагедийность образов «Двадцатого века» (вторая часть). Далее после пасторальной интермедии органа и челесты возникает хоровой мотет с его суровой диатонической певучестью («Мир прекрасен»). Оркестр вновь вступает в романтической песне Гаэтана из драмы Блока «Роза и крест» («Радость — страданье»), где солирует баритон. Далее звучит авангардная по стилистике и фактуре оркестровая токката «Набат». Напевный печальный финал написан на заглавное стихотворение кантаты — «Голос из хора». Запевает скорбную песнь солистка, припевы исполняет хор. В кратком Эпилоге воскресают начальные строки первой части («О, весна без конца и без краю») и центрального мотета («Жизнь — без начала и конца»). Тихими звонными звучаниями завершается кантата.
Ее оркестровый состав необычен — всего четыре сольных струнных инструмента (квартет), по одному сольному деревянному духовому, две трубы и два тромбона, но зато большое число разнообразных ударных, орган, гитара, арфа, фортепиано, челеста. Певучей мелодике вокальных партий противостоит сложная сонористика современного оркестра. Это было непривычным в 60-е годы (когда единственными эталонами в жанре кантаты и оратории были замечательные произведения Свиридова и Орфа). А. Шнитке в своем докладе о музыкальной полистилистике в 1971 году назвал кантату «Голос из хора» одним из первых примеров современной полистилистики. Для сегодняшней аудитории это необычное сочетание традиционного и авангардного, надеюсь, окажется более приемлемым, чем 40 лет назад. Так ли это — покажет исполнение, за которое я горячо благодарен.
Сергей Слонимский
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»