Произведения

«Эгмонт», музыка к трагедии Гёте

Премьера состоялась 15 июня 1810 года в венском Бургтеатре. Первое исполнение полной версии в Большом зале Петербургской филармонии – 4 апреля 1945 года, дирижер А.Гаук, солисты Ю.Юрьев и Ю.Лордкипанидзе

Увертюра «Эгмонт» принадлежит к самым известным произведениям Бетховена. Написанная в период наивысшего творческого взлета, она отличается не только яркостью музыкальных образов, но и предельной их ясностью. Мрачное вступление в тяжеловесном ритме старинной сарабанды создает устрашающую картину испанского насилия над страдающим народом покоренных Нидерландов; порывистая и мятущаяся главная тема ассоциируется с благородным и безрассудно храбрым графом Эгмонтом, вступающим с иноземной властью то в смелый диалог, то в бескомпромиссную борьбу. Судьба героя печальна – отчаянный вскрик скрипок и зловещая пауза скупыми и точными штрихами изображают казнь Эгмонта. Но завершающая увертюру «Победная симфония» словно призывает не падать духом: кровь Эгмонта пролилась не напрасно, освобождение наступит, когда народ соберет свои силы.

Подобным текстом обычно ограничивается аннотация к бетховенскому «Эгмонту». Эмансипировавшаяся от прочих номеров гениальная увертюра стала самодостаточной (заменив для многих даже саму трагедию Гёте). Но сегодня есть повод нарушить сложившуюся практику.

Партитура «Эгмонта» возникла по заказу, поступившему Бетховену летом или осенью 1809 года от директора венских придворных театров. Композитор не успел закончить музыку к премьере спектакля, увертюра и прочие номера были исполнены только на третьем представлении пьесы.

Трагедия Гете была опубликована в 1788 году. Но музыку Бетховену не случайно заказали почти 20 лет спустя. Дело в том, что в мае 1809 года Вену заняли войска Наполеона. Перемирие было заключено лишь в октябре. На фоне этих событий, а также австро-немецкого патриотического подъема трагедия Гёте воспринималась прежде всего как злободневная пьеса о войне, насилии и попранном национальном достоинстве.

Гёте сам подразумевал в «Эгмонте» обилие музыкальных номеров, поэтому в венской постановке 1810 года счастливо совпали намерения поэта, композитора, настроение публики и исторический момент.

В августе 1810 года Бетховен сообщал о музыке к «Эгмонту»: «Я написал ее только из любви к поэту, и дабы это засвидетельствовать, не стал брать за нее от дирекции театров никакого гонорара».

Судя по ремаркам в партитуре, увертюра и пять актов драмы должны были идти на одном дыхании. Причем композитор стремился связать между собой уже сыгранный и наступающий акты – почти все его антракты сначала «договаривают» о только что произошедших событиях, а затем предваряют последующие.

В других номерах наибольшее внимание Бетховен уделил Клерхен, в которой воспел свой идеал «Бессмертной возлюбленной». Героине поручены две песни. Первая – якобы «солдатская» «Гремят барабаны», где бережно преподнесены каждое слово и каждый нюанс настроения. Вторая – песня о любви («Радость и горе»), в которой композитор снова рисует мятущуюся душу, мгновенно переходящую от задушевной мечтательности к страстному порыву и лихорадочному возбуждению. Напротив, инструментальный эпизод «Смерть Клерхен» выдержан в целомудренно-сострадательном, сдержанно-благоговейном тоне, здесь нет ни патетического надлома, ни излишней сентиментальности.

Что касается главного героя, то Бетховен ограничился музыкальными фрагментами в его монологах из последнего акта. Они решены в жанре мелодрамы – разговорной драмы, сопровождаемой музыкой. Финальный номер партитуры, «Победная симфония» (он же завершал увертюру), связал воедино конец и начало трагедии.

Музыка к «Эгмонту» быстро завоевала популярность, однако ее сценический союз с трагедией Гёте, органичный в 1810 году, в дальнейшем распался. В результате «Эгмонт» Гёте – Бетховена существует для нас лишь как «музыкально-исторический фантом». Едва ли возможно вдохнуть в него новую жизнь в рамках филармонического концерта... Но исполнение полной версии бетховенского «Эгмонта» – безусловное событие отечественного музыкального сезона.

По материалам работы Л.Кириллиной

Концерты

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»