Произведения

Симфония № 6

Шестая симфония писалась в счастливую пору жизни Дворжака, пору расцвета творческих сил и первого настоящего успеха за границей. Адресатом сочинения был оркестр Венской филармонии и его дирижер Ханс Рихтер, под чьим управлением в 1882 году симфония прозвучала в Лондоне. Премьера же состоялась в Праге: 25 мая 1881 года в Славянском концерте Академического читательского общества симфонию сыграл оркестр чешского и немецкого театров под управлением А. Чеха. Публика встретила симфонию с большим воодушевлением, заставив повторить III часть.

Шестая – типичное для Дворжака сочинение, где сочетаются преломленные сквозь призму его таланта самобытные черты отечественной музыки и классические традиции. Уже с первых страниц ощущается национальная основа музыки. Рисуются спокойные чешские пейзажи, повествуется о мужестве людей, живущих на этой земле.

II часть – лирический центр симфонии – пронизана песенными интонациями чешской музыки. По образному содержанию, драматургии и композиции (рондообразная форма) Adagio предвосхищает медленную часть Восьмой симфонии Дворжака. Ведущему лирическому образу (теме рефрена) противопоставляются жанровый эпизод, музыка которого ассоциируется с игрой деревенского оркестра, и драматическое обострение во втором (разработочном) эпизоде.

С лирической II частью резко контрастирует праздничная III часть скерцо. Композитор вводит в эту часть танец фуриант. Введение народного деревенского танца в симфонический цикл было для того времени новым словом. Правда, Дворжак опробовал этот жанр в предыдущих сочинениях – в Чешской сюите и в скрипичном концерте, не говоря уже о Славянских танцах. Включение танца, пользовавшегося всеобщей любовью в народе и воспринимавшегося патриотами как символ национальной гордости и сопротивления иноземцам, свидетельствует об отражении (пусть и опосредованно) умонастроений эпохи.

Завершается симфония обширным ликующим финалом. Музыка его полна оживленного движения, искрится радостью и юмором. Танцевальность, которая пронизывала эпико-героические и лирические темы I части, «врывалась» в элегические раздумья Adagio и наполняла удалью и размахом скерцо, здесь полностью овладевает ситуацией, внося в музыкальное содержание симфонии свежие краски.

10 марта 1890 года симфония прозвучала в зале Дворянского собрания под управлением автора. Композитор приехал в Россию по инициативе Чайковского, в 1888 году гастролировавшего в Праге. Концерты Дворжака вызывали большой интерес, сам же композитор, оценивая свое выступление, писал: «В Петербурге мой концерт в зале Благородного собрания прошел блестяще. Публика и оркестр приняли меня очень сердечно. Каждая часть симфонии сопровождалась аплодисментами».

По материалам монографий З. Гулинской и В. Егоровой


Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»