Произведения

«Вальпургиева ночь», балетная музыка из оперы «Фауст»

Шарль ГУНО
«ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ», балетная музыка из оперы «Фауст»

История Иоганна Фауста – один из самых значимых сюжетов западноевропейской культуры. На протяжении столетий (первые исторические сведения о Фаусте относятся к 1507 году, а в 1599 появилась первая литературная обработка легенды) Фауст и «фаустианство» получали самые разные трактовки и оценки, привлекая поэтов, художников, музыкантов и философов. Произведения, созданные на этот сюжет, бесчисленны; имена Марло, Лессинга, Клингера, Гёте, Ленау, Шумана, Листа, Вагнера. Малера, Делакруа составляют лишь малую часть авторов грандиозной «Bibliotheka Fаustiana». В ХХ веке, когда «фаустианство» как один из мифов западноевропейской культуры было подвергнуто достаточно резкой критике, появились такие шедевры, как «Доктор Фаустус» Т.Манна и «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке.
Будучи лучшим творением французского композитора Шарля Гуно, опера «Фауст» стала одним из наиболее известных музыкальных сочинений на этот сюжет. Гуно коренным образом переосмыслил литературный первоисточник – первую часть трагедии Гёте. Вместо философской проблематики на первый план выступает лирическая драма, развертывающаяся на бытовом фоне. Из сложной, многогранной трагедии Гёте Гуно извлек эпизод, наиболее близкий ему – личную драму Маргариты, ставшей центральным персонажем оперы. Сместив акценты, Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные образы.
«Вальпургиева ночь» – вторая картина V действия – была вставлена в оперу уже после премьеры, при постановке ее на сцене Большой оперы (согласно вкусам французской публики, в любом оперном спектакле были необходимы развернутые балетные эпизоды). Красивая, типично «балетная» музыка этой картины несколько выпадает из общего замысла. Развитию драмы посвящен лишь один эпизод, в то время как основная часть картины не имеет отношения к сюжетной линии оперы.
Действие происходит ночью на Гарце. Обитатели Ада справляют шабаш. Мелькают огни, слышны стоны, над горой проносятся души грешников. Это владения Мефистофеля. Сюда привел он Фауста (напомним, что основное драматическое действие окончилось в первой картине смертью Маргариты).
По мановению руки Мефистофеля все преображается. Фауст видит цветущую долину. Кругом столы с роскошными яствами, слышны веселые застольные мелодии. Желая отвлечь Фауста от мыслей о Маргарите, Мефистофель предлагает ему выпить волшебный напиток. Между тем веселье продолжается; перед Фаустом проходит вереница прекрасных женщин… Фауст почти готов забыть прошлое, свою любовь, Маргариту. Но вдруг вдали он видит призрак несчастной Маргариты; Фауст бросает чашу и отталкивает Мефистофеля.
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»