Симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев возвращаются в Большой зал филармонии, чтобы выступить на XXIV Международном зимнем фестивале «Площадь Искусств». В программе – Третий фортепианный концерт Бетховена, солисткой в котором выступит Клаудиа Янг, и Пятая симфония Густава Малера.
Переехав в Вену – блистательную столицу Австро-Венгерской империи – двадцатидвухлетний Бетховен начал стремительно делать себе имя, и в первые годы был известен прежде всего как пианист-виртуоз – это, безусловно, повлияло на облик первых двух его фортепианных концертов, восходящих к моцартовской традиции. Третий концерт (1803) стал поворотной точкой: он единственный написан в миноре, причем в той же тональности, что и наиболее значимые партитуры Бетховена – Пятая симфония, «Патетическая» соната, увертюра «Кориолан»; в нем первом достигший творческой зрелости композитор предлагает собственный взгляд на жанр, который определит облик и следующих концертов. Оркестр – больше не аккомпаниатор для солиста-виртуоза, отныне они существуют в диалоге; музыка устроена сложнее, симфоничней, и предназначена явно уже не для узкой аудитории аристократических салонов – а для больших концертных залов – отсюда и масштаб, и проблематика. Теперь главным героем происходящего становится не солист – композитор.
Спустя столетие родился еще один великий шедевр австро-немецкой симфонической традиции – Пятая симфония Густава Малера. Будучи при жизни известен, в первую очередь, как выдающийся дирижер, Малер мог позволить себе сочинять лишь в летние месяцы, когда концертный и оперный сезон замирал – и интенсивность его композиторской работы поражает воображение, часто он бывал занят работой над несколькими сочинениями одновременно. Пятая симфония – одна из самых исполняемых в наследии композитора – родилась в два таких лета – 1901 и 1902 года.
Малер был вторым из четырнадцати детей, шестеро его братьев и сестер умерли во младенчестве: неудивительно, что тема смерти стала одной из ключевых в его музыке. Первому своему сочинению шестилетний Густав дал название «Полька со вступительным траурным маршем». Это сочетание – танец, зачастую в гротескном преломлении, и образ похоронной процессии – станет одним из важнейших для его музыки, есть оно и в Пятой симфонии.
Приступая к этой работе, композитор был под тяжелым впечатлением от болезни, едва не стоившей ему жизни. Уже в процессе сочинения он познакомился с Альмой Шиндлер – одной из первых красавиц Вены, на двадцать лет младше него, – на которой стремительно женился. В будущем этот брак принесет ему немало страданий, но пока – нет на свете человека счастливее, чем он. Пятая симфония, чья драматургия развивается от траурного марша к искрящемуся радостью финалу, по мнению многих исследователей, запечатлела этот поворот в судьбе художника.