Афиша
Дирижёр – Николай Алексеев
Солист – Борис Березовский
6+
К 90-летию присвоения звания Заслуженного коллектива Республики
Абонемент «Первый симфонический оркестр России», в этом сезоне посвященный 90-летию присвоения старейшему симфоническому оркестру страны звания «Заслуженный коллектив Республики», откроется программой под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солистом выступит звезда мировой академической музыки, пианист Борис Березовский.
Отмечая 85-летие со дня рождения одного из крупнейших петербургских композиторов XX века Бориса Тищенко, Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Николая Алексеева Данте-симфонию № 5 «Рай»: в 2009 году оркестр и дирижер стали соавторами ее мировой премьеры, таким образом вписав ее в историю старейшего симфонического коллектива страны.
Эта симфония – заключительная часть колоссальной композиции: сам Тищенко определил ее жанр как хорео-симфоническая циклиада, озаглавив «Беатриче». Исследователи называют сочинение, над которым композитор работал с 1996 года (и идея которого вызревала более 35 лет), новым этапом в музыкальной «дантологии», истоки которой уходят в XIX век, к «Данте-симфонии» Ференца Листа.
Симфония за симфонией, часть за частью Тищенко воссоздал в звуках события песен «Божественной комедии», но музыка их не просто иллюстрирует (хотя связь циклиады с балетным театром, безусловно, влияет на характер ее тем и образов), а скорее предлагает психологическое осмысление.
«Дантовский Рай не менее грустен чем Чистилище и не менее страшен чем Ад. Причиной тому – неизбежное, уже окончательное прощание с Беатриче, приближение к Божеству, непознаваемому и непредсказуемому; и еще – Данте не может забыть о бесчинствах, творящихся на Земле», – говорится в авторской аннотации к симфонии. Известный петербургский музыковед Михаил Бялик писал: «Вообще, какое-то детское прямодушие, непосредственность, открытость присутствуют в самых сложных, трагедийно или гротесково окрашенных звукоизображениях, в том доверии к Данте, которое испытывает композитор».
Также в этот вечер прозвучит Второй фортепианный концерт Прокофьева (1913) – одно из самых новаторских сочинений своего времени, увидевшее свет в один год с «Весной священной» Стравинского. Премьера концерта (как и премьера балета) вылилась в скандал: пресса писала о «дебюте фортепианного кубиста и футуриста», публика возмущалась дерзостью, неистовым «скифством» этой музыки. Понадобились годы, чтобы не только проницательные критики, но и широкая публика оценила красоту, лирику и поэтичность Концерта.
2 часа 00 минут с одним антрактом
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»