Афиша

15
воскресенье
20:00

Прокофьев. Шестая симфония
Второй скрипичный концерт
6+

Концерт 9 абонемента «Приношение Прокофьеву»
В первом концерте цикла «Приношение Прокофьеву» прозвучат два остро контрастирующих между собой сочинения: полный лирики, юмора (а иногда гротеска и сарказма) Второй скрипичный концерт и трагическая Шестая симфония.

Второй скрипичный концерт стал последним сочинением, которое Прокофьев создал за границей. В этот период он много гастролировал. Параллельно рос концерт: главная тема первой части родилась в Париже, вторая часть – в Воронеже, отделкой партитуры композитор занимался в Баку, а успешная премьера прошла в присутствии Прокофьева 1 декабря 1935 года, в Мадриде. Солировал друг композитора Роберт Сетенс, ставший адресатом нового произведения. Яркая, театральная, полная мелодических находок музыка концерта предвосхищает поздние балеты Прокофьева.

Шестую симфонию иногда называют «темным близнецом» гармоничной, с идеальными пропорциями и радостным финалом Пятой. Ее образный строй сам композитор определял так: «Сейчас мы радуемся достигнутой победе, но у каждого из нас есть незалеченные раны, все мы что-то потеряли. Об этом не следует забывать». Вскоре после триумфальной премьеры (она состоялась 11 октября 1947 года в Ленинградской филармонии, под управлением Евгения Мравинского) на Шестую обрушилась критика со стороны партийной номенклатуры: ее образы «не согласовывались с линией партии» (к чему эти «вопросы, брошенные в вечность» в финале? Где жизнеутверждающая концовка?). В печально знаменитом постановлении ЦК ВКП(б) 1948 года она была упомянута отдельной строкой.

«Прокофьев в своем творчестве художественно реализовал самые несовместимые темы. Он обращался к Достоевскому, к Толстому – и к классикам марксизма-ленинизма, даже к «Коммунистическому манифесту». Наделенный от природы даром оптимизма и света, он входил в зоны демонизма и трагизма. Такие представления, как соцреализм, располагались по отношению к Прокофьеву где-то в другом измерении. У него было понятие родины и ощущение родины, и как истинно великий художник с неповторимой индивидуальностью он был свободен». (Валентина Холопова. «О концепции Шестой симфонии Прокофьева»)
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»