Афиша
Дирижер – Джеймс МакМиллан
Чайковский, Прокофьев
6+
Заключительной программой цикла концертов с музыкой одного из самых востребованных современных композиторов Джеймса МакМиллана продирижирует сам автор. Академический симфонический оркестр исполнит сочинение, с которого в 1990-м году началась мировая слава МакМиллана – «Исповедь Изобель Гоуди», а также осуществит российскую премьеру Концерта для саксофона с оркестром, солист – лауреат премии Международного фонда культурных инициатив маэстро Темирканова (2017) Арсений Алексеев. Во втором отделении прозвучат шедевры русской музыки – фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
Джеймс МакМиллан в сезоне 2021-2022 объявлен композитором-резидентом Петербургской филармонии. Проект реализуется в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.
В рамках цикла 27 ноября Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Титова осуществил российские премьеры симфонической фантазии «Британия» и Larghetto, 18 декабря в исполнении того же коллектива под управлением Дмитрия Лисса впервые в России прозвучала пьеса “Ein Lamplein verlosch”.
Сочинение «Исповедь Изобель Гоуди» посвящено судьбе уроженки города Нэрн, казненной, как и нескольких тысяч других жертв, в XVII веке по обвинению в колдовстве. «Первоначально меня привлек драматический потенциал этой ужасной истории, но вскоре музыка обрела еще одно, эмоциональное измерение, – говорит Джеймс МакМиллан, – От имени шотландского народа сочинение молит об отпущении грехов и предлагает Изобель Гоуди милосердие и человечность, в которых ей было отказано в последние дни ее жизни. Чтобы добиться этого эффекта я попытался запечатлеть душу Шотландии, поэтому в крайних разделах пьесы звучит множество псалмов, песен и литаний (реальных и воображаемых), которые объединяются в молитве за убитую женщину. Это сочинение – Реквием, которого у Изобель Гоуди никогда не было».
Концерт для саксофона с оркестром, по словам автора, основан на архетипах шотландской традиционной музыки: первая часть – попурри из быстрых танцев, темп в котором становится от танца к танцу все быстрее, вторая часть воспроизводит пение гэльских псалмодий, в которых мелодию кантора (в данном случае – саксофон соло) подхватывает конгрегация (струнный оркестр), за основу третьей части взят ритм джиги.
«Значительное влияние шотландской музыки в моих сочинениях сочетается с важной ролью ритмического начала, демонстрирующей влияние Стравинского, Мессиана и некоторых композиторов-минималистов, – писал Джеймс МакМиллан, – Моя философия композиции преодолевает рамки сосредоточенности на себе, обрекающей новую музыку на существование в своеобразном «гетто»: я стремлюсь к общению с более широкой аудиторией, избегая при этом популизма... “Модернистское” рвение послевоенного поколения композиторов, которые пытались отказаться от любого продолжения традиции, кажется мне проклятьем. Я уважаю традиции во многих формах, будь то культурные, политические или исторические, и в непрерывном и деликатном изучении старых форм, непреходящих верований и устойчивых ценностей вижу путь к обретению новых способов выражения. Влияние старого и эксперименты нового не должны казаться чем-то взаимоисключающим».
При поддержке
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»