Афиша
Дирижер – Станислав Кочановский
Солист – Иван Бессонов
6+
К 100-летию Филармонии
В цикле «Филармония от “Сотворения мира”», посвященном истории старейшей концертной организации страны (в том числе – и «дофилармонической», восходящей к началу XIX века) под управлением одного из самых востребованных молодых российских дирижеров Станислава Кочановского прозвучат сочинения, чьи премьеры или посвящения оказались неразрывно связаны с историей филармонии.
В программе – испанская увертюра Глинки «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», посвященная Санкт-Петербургскому филармоническому обществу, а также впервые исполненная в Зале Дворянского собрания – Большом зале филармонии Сюита № 3 для оркестра Чайковского. Также в этот вечер прозвучит Первый фортепианный концерт Листа, солист – молодой пианист с впечатляющим списком достижений, лауреат Международного конкурса Grand Piano Competition, победитель «Классического Евровидения» в Эдинбурге Иван Бессонов.
Фигура Ференца Листа – композитора и «пианиста № 1» своего времени – также связана с историей Зала Дворянского собрания: впервые музыкант выступил здесь 180 лет назад, 8 апреля 1842 года, и его концерт стал потрясением для столичной публики.
Это событие подробно описано в статье на сайте digital-проекта «100-летие филармонии», посвященного истории старейшей концертной организации страны:
«Весна 1842 года. В зале Дворянского собрания стучат молотки, работают плотники. В среду, 8 апреля здесь соберется цвет петербургского общества. Но один человек чувствует себя вправе оказаться чуть выше, чем блестящая аристократическая публика. Это Ференц Лист. По его требованию плотники и строят в центре зала прямоугольный помост.
С конца 30-х годов Лист-исполнитель штурмом берет Европу. В Петербург он едет из Берлина, где дает двадцать один сольный концерт подряд! Едва ли кто-нибудь еще мог собрать столько публики в одном городе за один месяц.
Как выражались в те времена, Лист “выступает без музыки”, то есть без оркестра, и не разбавляет фортепианную программу вокальными или инструментальными номерами для увеселения публики. Ему не нужен оркестр – Лист сам заставит рояль зазвучать всеми оркестровыми тембрами, исполняя собственные переложения симфонических сочинений. Ему не нужны певцы – Лист заставит рояль петь, играя транскрипции оперных арий. Именно он сделает сольный фортепианный вечер обычным форматом концертной практики.
Огромными шагами Лист проследовал к помосту, небрежно скинул на пол белые лайковые перчатки и тут же начал играть. На сцене два рояля, их клавиатуры развернуты в разные стороны. Во время концерта Лист переходит от одного инструмента к другому: публика должна не только слышать, но и видеть руки и лицо Артиста.
Пожалуй, это было первое в истории российской концертной жизни шоу.
И Петербург откликнулся на него с восторгом. Тем же вечером музыкальный критик Владимир Стасов напишет: “…Мы были как влюбленные, как бешеные. И не мудрено. Ничего подобного мы еще не слыхивали на своем веку, да и вообще мы никогда еще не встречались лицом к лицу с такою гениальною, страстною, демоническою натурой…”
Лист даст в Петербурге шесть публичных концертов, пять из которых пройдут именно в зале Дворянского собрания».
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»