Первые концерты сезона в Петербургской филармонии неизменно проходят под знаком музыки Дмитрия Шостаковича – композитора, чье имя филармония с гордостью носит. В центре первой программы Академического симфонического оркестра, которую коллектив исполнит под управлением народного артиста России Николая Алексеева, – Симфония № 1, обеспечившая своему 19-летнему автору широкое признание, а вскоре – и международную репутацию. Также в этот вечер в Большом зале филармонии прозвучат увертюра «Эгмонт» (1810), написанная Людвигом ван Бетховеном специально для постановки одноименной трагедии Гете в Венском Придворном театре, и Концерт для скрипки с оркестром (1945) Эриха Вольфганга Корнгольда – вундеркинда, чей профессиональный путь был благословлен Густавом Малером и чьи партитуры составили эпоху в истории голливудской киномузыки. В Концерте, премьеру которого осуществил Яша Хейфец, композитор-обладатель нескольких «Оскаров» цитирует темы из своих киноработ, в их числе – музыка к фильмам «Принц и нищий», «Новый рассвет», «Хуарес», «Энтони несчастный». На открытии сезона Академического симфонического оркестра сольную партию в Концерте исполнит Сергей Догадин – победитель множества престижных конкурсов (в том числе Международного конкурса имени Чайковского), выступающий с лучшими мировыми симфоническими оркестрами.
Первая симфония стала дипломной работой Дмитрия Шостаковича в Ленинградской консерватории. Юноша, вынужденный после смерти отца зарабатывать на жизнь, служа тапером в кинотеатрах, с трудом находил время на сочинение. Тем не менее, за семь месяцев партитура в основном была закончена, и юный автор был настолько в ней уверен, что перед самым исполнением отверг поначалу принятые правки Александра Глазунова. Премьеру 12 мая 1926 года осуществил Ленинградский филармонический оркестр (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Николая Малько. Слушатели были потрясены возрастом автора: «Когда наш милый молодой композитор, выглядевший совсем как мальчик, показался на сцене, бурные восторги публики перешли в неистовые аплодисменты», – писала Софья Васильевна Шостакович. В ночь после премьеры Николай Малько записал: «У меня ощущение, что я открыл новую страницу в истории симфонической музыки, нового большого композитора». И действительно, хотя в Первой симфонии подчас слышно влияние современников и предшественников (в этом ряду называют Чайковского, Малера, Скрябина, Прокофьева, Стравинского), Шостакович, создавший крупную форму со свободой, присущей зрелому мастеру, несомненно заявляет в ней о собственном самобытном стиле. Характерные его черты определят облик следующих симфонических партитур, созданию которых композитор посвятит всю жизнь – вплоть до последних лет.