Афиша

02
вторник
20:00

Закрытие сезона Академического симфонического оркестра
6+

Академический симфонический оркестр филармонии завершает концертный сезон программой из сочинений русских композиторов. За пультом – народный артист России Николай Алексеев, солист – пианист Вадим Руденко.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1909) – одна из самых известных партитур Сергея Рахманинова. Она написана в последнее, ставшее кульминационным в композиторской карьере Рахманинова десятилетие пребывания в России. Мировую премьеру Концерта автор осуществил в ноябре 1909 года в Нью-Йорке – это был его первый триумф в Соединенных Штатах Америки, которым спустя годы было суждено стать пристанищем для него и его семьи. Первое исполнение партитуры прошло под управлением Вальтера Дамроша, вторым руководил Густав Малер, возглавлявший в то время Нью-Йоркский филармонический оркестр. Концерт наследует традициям XIX-го века: с одной стороны, в нем – виртуозный блеск, восходящий к сочинениям Ференца Листа и Антона Рубинштейна, с другой – стремление вслед за Брамсом «симфонизировать» жанр, свидетельством тому – развитые оркестровые соло и многочисленные тематические связи, пронизывающие части партитуры и придающие ей большую цельность.

Также в этот вечер прозвучит Симфония № 15 (1971) Дмитрия Шостаковича – последнее симфоническое сочинение композитора, которое называют одним из самых загадочных в его наследии. В годы, предшествовавшие созданию партитуры, здоровье музыканта ухудшилось, значительное время он проводил под присмотром врачей, в больнице им была написана и первая часть симфонии. Это обстоятельство в сочетании со множеством рассыпанных по страницам сочинения автоцитат, придает ему одновременно и черты автобиографичности, и характер итога. Здесь же звучат и цитаты из «Вильгельма Телля» Россини, «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды» Вагнера и многих других сочинений – и предложить однозначное, исчерпывающее объяснение этому вряд ли возможно. Известны слова композитора, адресованные его другу Исааку Гликману: «Я сам не знаю, зачем эти цитаты, но я не мог не сделать эти цитаты, не мог». Часто применительно к Шостаковичу говорят об «эзоповом языке», спрятанном в его музыке втором смысле. Так и здесь его реплики о желании написать «веселенькую симфонию» и характеристика «игрушечный магазин», данная им первой части, кажется, отражают лишь внешний слой сложного образного строя произведения. В глубине же чуткий слушатель обнаруживает и гротеск, и величественный реквием (Иосиф Райскин пишет о второй части как о «самооплакивании», соединенном с «общим всенародным горем»), и Danse macabre – «пляску смерти», протягивающую линии к симфониям Малера и самого Шостаковича.



Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Симфония № 15
Генеральный партнёр
Официальный провайдер цифровых услуг
Официальные спонсоры
Партнер
Информационные партнеры фестиваля
Официальные напитки
Юридический партнер
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»