Афиша
Галина Уствольская
6+
– В Каталоге значатся только двадцать четыре сочинения
– Софокл сказал однажды, что три стиха стоили ему трех дней труда. «Трех дней! — воскликнул посредственный поэт, услыхавший эти слова. — Да я в это время написал бы сто!» «Да, — ответил ему Софокл, — но они существовали бы только три дня».
– Редактируете ли Вы свои сочинения по прошествии времени, есть ли в Вашей музыке произведения, существующие в разных вариантах?
– Нет. Написанные мной работы часто прятались на долгий срок. Но если потом они меня не удовлетворяли, я их уничтожала. Черновиков не имею; сочиняю без инструмента, за столом. Все продумывается с такой тщательностью, что остается только записать. Нахожусь все время в мыслях. Ночи провожу тоже в мыслях и поэтому не успеваю отдыхать. Мысли сгрызают меня. У меня абсолютно свой мир и я понимаю все по-своему. И слышу, и вижу, и поступаю не так, как все люди, я живу своей одинокой жизнью.
– Случалось ли Вам при особенно удачном исполнении услышать в своей музыке что-то новое?
– Такого у меня быть не может.
Из книги Ольги Гладковой «Галина Уствольская: музыка как наваждение»
17 июня 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения Галины Уствольской – одного из крупнейших композиторов XX века, чьи сочинения, долгое время не исполнявшиеся, получили международную известность лишь в начале 1990-х годов. Одна из лучших учениц Дмитрия Шостаковича, она всю жизнь прожила в Ленинграде – Петербурге, сторонясь общества и суеты, концентрируясь на главном деле своей жизни – композиции.
«Когда суровую, аскетичную музыку Уствольской критиковали за “жесткость”, “необщительность”, “узость”, другой петербургский композитор Борис Тищенко (также ученик Шостаковича) возражал: “Если это “узость”, то узость лазерного луча, прошивающего металл. Удельный вес каждого ее сочинения, каждой ноты заставляет вспоминать о далеких звездах, где плотность вещества такова, что наперсток его на Земле весил бы несколько тонн”», – писал известный музыковед Иосиф Райскин.
Упомянутый Каталог, составленный самой Уствольской, ограничен лишь 24 опусами в том числе и потому, что композитор вычеркнула из него множество произведений, сочтя их не соответствующими своим внутренним требованиям. Каждое из оставшихся сочинений – концентрат смысла, плотность которого, согласно словам Бориса Тищенко, превосходит любые привычные представления.
Четыре включенных в Каталог сочинения прозвучат на первом концерте Триптиха, который Петербургская филармония посвящает 100-летию со дня рождения Галины Уствольской. Среди исполнителей – такие известные музыканты, как Александр Рудин и Алексей Любимов, которых сама композитор называла в числе лучших интерпретаторов своих сочинений.





Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»