RU | EN
Контакты
Как купить билет
Генеральный партнер

Афиша

02
воскресенье
20:00
QR Код события
Купить билет
1600 — 3000 р.

Джошуа Белл
Вечер скрипичной музыки
6+

Обладатель премии "Грэмми"

«Вечер скрипичной музыки» привлекает удивительно интересной программой, заявленной гостями с далёких континентов – прославленными исполнителями Джошуа Бэллом – скрипка (США, лауреат премии Грэмми) и Сэмом Хейвудом – фортепиано (Великобритания). Этот дуэт получил высокую аттестацию и ещё раз подтверждает, что музыка располагает временем и пространством.
Как видим, музыкантами владела замечательная идея: представить взыскательной петербургской публике сонатный концерт с именами великих композиторов-исполнителей венской, бельгийской и испанской школы конца XVIII–начала XX века. Традиции классицизма переплетались с романтическими в творчестве каждого, огромный талант, мастерство и отличительная художественная образность были присущи всем, в чём смогут убедиться слушатели. В ретроспективе три композитора венской школы.
Свободное развитие Людвига ван Бетховена (1770–1827) было непрерывным. Насыщенной музыкальной атмосферой Вены он проникся в первое же своё пребывание (1784), когда встретился с Моцартом, а с 1790 г. Бетховен насовсем обосновывается здесь. Из музыкальных форм композитору ближе всего была сонатная. Р. Вагнер выразительно обобщил своё впечатление на эту часть творчества Бетховена: «Покрывало, сквозь которое он вглядывается в царство звуков». В 1795–1800 гг. сочинительская его деятельность особенно богата. «Я живу среди музыки; едва что-то готово, как начинаю другое…», писал он. В изобилии сочинений есть и соната № 1 для скрипки и фортепиано (1797), с посвящением А. Сальери. Трудная для восприятия даже музыкантов и критиков, по отзову, «схожая с чувством растерянности в незнакомом лесу», она вскоре была оценена рецензентами за изобретательность, серьёзный и мужественный стиль.
Иоганнес Брамс (1833–1897) – немецкий композитор, пианист, дирижёр; музыкальное наследие его обширно и охватывает все жанры (кроме оперы). Скрипичную сонату №3 ре минор Брамс сочинил летом 1886 г., но закончил в 1888-м и посвятил Гансу фон Бюлову. В сравнении с двумя первыми (1878–1879 и 1886) соната масштабнее, в ней звучит неукротимый пылкий дух, удивляет прозрачность фортепианного сопровождения. В зрелом творчестве Брамса логика музыкального мышления рельефно проявляется самым неожиданным образом. В этом сочинении совершенство достигает своего апогея.
В концерт включена четырёхчастная соната (1853) трёх авторов с эпиграфом F. A. E., в котором зашифрован девиз «Свободен, но одинок» знаменитого венгерского скрипача Йозефа Йоахима (1831–1907). Это был дар друзей музыканту. I часть (Allegro ля минор) написал немецкий композитор и дирижёр А. Дитрих (1829–1908), II (Intermezzo фа мажор) и IV (Final ля минор) – немецкий композитор и критик Р. Шуман (1810–1856), Брамсу принадлежит III часть (Scherzo до минор). В сонате щедро используются различные ритмы, игровые романтические моменты, но в целом она имеет сжатую и ясную форму; стилистически близка подобным произведениям Бетховена, Шуберта и Шумана.
Эжен Изаи (1858–1931) – бельгийский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, музыкальный деятель. Его исполнительское искусство утвердило мировое значение бельгийской школы. Изаи признавался: «Я чувствую себя счастливее всего, когда играю. Тогда я люблю всё в мире. Я даю волю чувству и сердцу…» Директор Льежской консерватории Т. Раду говорил, что «Он играет так, как птицы поют». Шесть сольных скрипичных сонат Изаи относятся к последнему периоду творчества каждая посвящена одному из известных скрипачей его современности. Третья, одночастная «Баллада» (ре минор), поэтичная и выразительная, – румынскому скрипачу Джордже Энеску (1881–1955).
И ещё одно произведение прозвучит в программе: «”Фантазия” на темы из оперы Ж. Бизе “Кармен”» Пабло де Сарасате (1844–1908). Её автор – испанский скрипач и композитор, чьё жизнерадостное виртуозное искусство почти полвека пленяло слушателей. Даже противники виртуозности Й. Йоахим и Л. Ауэр признавали, что «Сарасате – феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала». Музыкант много гастролировал, неоднократно посещал Россию. В его сочинениях – «Испанские танцы», «Басское каприччио», «Арагонская хота», «Наварра», «Хабанера», «Цыганские танцы» и мн. др. – претворились черты национального характера. Как композитор, Сарасате оказал влияние на М. Де Фальи, Э. Гранадоса, И. Альбениса; К. Сен-Санс, Э. Лало, М. Брух и И. Рафф писали, предполагая его исполнителем. Значение Сарасате основывается на том «величайшем широком признании, которое он снискал исполнением выдающихся произведений своей эпохи» (Л. Ауэр).
скрипка (США)
фортепиано (Великобритания)
Соната № 1 для скрипки и фортепиано
Соната № 3 для скрипки и фортепиано
Соната № 3 «Баллада» для скрипки соло
Фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Брамс – Шуман – Дитрих
Соната F.A.E. для скрипки и фортепиано (фрагмент)
Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Часы работы кассы: с 11:00 до 15:00, с 16:00 до 20:30

Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00
© 2000—2017, «Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича» Информация о концертах, прошедших в Филармонии в предыдущие годы