RU | EN
Контакты
Как купить билет
Генеральный партнер

Афиша

25
суббота
05
среда
20:00
QR Код события
Купить билет
1500 — 5000 р.

Дирижер - Юрий Темирканов
6+

5-й концерт 3 абонемента «Первый симфонический оркестр России»
В пятом концерте абонемента «Первый симфонический оркестр России» маэстро Юрий Темирканов, Заслуженный коллектив России и солист Борис Белкин (Бельгия) исполнят сочинения Джузеппе Верди, Макса Бруха и Яна Сибелиуса.
Концерт начинает увертюра к опере «Сила судьбы» Дж. Верди (1813–1901). Получив в начале 1861 г. заказ Дирекции петербургских императорских театров написать оперу, композитор находился в величайшем затруднении не находя достойного материала для либретто. Его внимание, наконец, привлёк сюжет испанской драмы А. Сааведра «Дон Альваро, или Сила судьбы». В конце года опера была закончена, Верди приехал в Петербург, но репетиции были отложены по болезни солистки, и премьера состоялась 10 ноября следующего года. Публика приветствовала автора. Такого сгустка трагических обстоятельств и романтических страстей не было ни в одном оперном сюжете Верди. Критика А. Н. Серова, В. В. Стасова, П. И. Чайковского была сурова, что в большей степени, объяснялось видом позорного уничижения русской оперы на фоне «италомании». Но вскоре Серов, сменив гнев на милость, писал: «Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе свою национальность и эпоху… Он – голос современной Италии, взволнованный политическими бурями; Италии смелой и пылкой до неистовства…» По определению Ф. Абьятти, «Сила судьбы» – последняя мелодрама Верди в «чистом» виде. Далее, размышляя о путях и задачах современной музыки оперных композиторов, Верди вступил в период пересмотра и переработок «Макбета» и той же «Силы судьбы», где краткую прелюдию заменила прекрасная развитая увертюра, которая в программе музыкального вечера выполняет роль пролога.
Немецкий композитор и дирижёр М. Брух (1838–1920) музыкальное образование получил в Бонне, затем в Кёльне, где в 1858–1861 гг. работал учителем музыки. В течение жизни менял страны, города, должности (Кобленц, Зандерхаузен, Бонн, Берлин, Ливерпуль, Вроцлав и др.). С 1891 по 1910 г. преподавал в берлинской хохшулле, среди его учеников были О. Респиги и В. Уильямс. Доктор Оксфордского (1893), Вроцлавского (1896), Берлинского (1918) университетов и Парижской академии искусств (1898).
Писал в традициях позднего романтизма; среди его сочинений – оперы, оратории, кантаты, 3 симфонии для оркестра, 3 концерта для скрипки с оркестром, песни и танцы на русские и шведские мелодии для скрипки и фортепиано; вокальные циклы и др.
До сих пор особой популярностью и вниманием пользуется Первый скрипичный концерт соль минор (1868), который требует виртуозного исполнения. Он был посвящён выдающемуся венгерскому скрипачу, педагогу, композитору и дирижёру Йоахиму Йозефу (1831–1907). Скрипичный концерт Сибелиуса (1915) отчасти может быть соотнесён, по заметным приёмам письма, с концертом Бруха.
Выдающийся финский композитор Ян Сибелиус (1865–1957) оказался глубоко современным. К нему продолжают обращаться всё новые поколения музыкантов.
Над Второй симфонией ре мажор композитор начал трудиться летом 1901 г. в Италии, под небом которой воплощались творческие замыслы разновеликих талантов всех сфер искусств. Работа была завершена на родине к ноябрю, но правки продолжались до марта 1902 г. Небывалый успех в Финляндии сопровождал все четыре премьеры (8, 10, 14 и 16 марта), которыми дирижировал сам автор. Миф о том, что симфония отражает сопротивление финнов русификации просуществовал долго. Однако Сибелиус в одном из писем решительно отрицал наличие подобного программного содержания. Это сочинение знаменовало начало расцвета его симфонизма, получившего индивидуальный музыкальный колорит. Отношение к традиции, свойственной романтикам, меняется. Сибелиус начинает творчески мыслить категориями самой музыкальной формы. В разработке все темы обнаруживают органичное единство и новый контекст. И если в первой части смягчаются контрасты между различными группами тем, то во второй они используются до предела; обе отражают различия образного порядка. Первая, по авторскому примечанию – Смерть в образе Незнакомца с песней Дон Жуану; вторая выражает идею, которую Сибелиус обозначил в черновике партитуры словом «Христос». Торжествующая Смерть в симфонии достигает своего апофеоза, после чего наступает облегчение и торжество духа. Такие финалы после Малера и Сибелиуса почти не встречаются.
Как-то композитор сказал о себе, что он сочиняет «несмотря ни на что и невзирая ни на кого». Эту позицию можно истолковать как ностальгию «по вчерашнему миру», с другой стороны – как протест против того же «вчерашнего мира». В первой части симфонии автор отверг общепринятые нормы, но в финале вновь крепко держится за них – «несмотря ни на что».
В начале XX века авторитет финского композитора, утвердившись в Германии, Италии, Швеции был признан и в англоязычных странах. В. Стенхаммар, шведский композитор и дирижёр, после стокгольмской премьеры писал Сибелиусу: «Вы удивительный человек, проникший в самые глубины подсознательного, невысказанного. Вы просто сотворили чудо…» И по мнению критика О. Доунза, «Вторая симфония Сибелиуса опережала свою эпоху».
P.S. В 2017 году исполняется 115 лет со времени создания Второй симфонии и 60 лет со дня кончины Яна Сибелиуса.
Увертюра к опере «Сила судьбы»
Концерт №1 для скрипки с оркестром
Симфония № 2

При поддержке

Купив билет на концерт, вы можете посетить бесплатную лекцию
Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Часы работы кассы: с 11:00 до 15:00, с 16:00 до 20:30

Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00
© 2000—2017, «Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича» Информация о концертах, прошедших в Филармонии в предыдущие годы