Открытая филармония
Русский след: князья А.К. Разумовский и Николай Голицын
«В русской национальной музыке, как нетрудно заметить, очень много дикого и грубого. В большинстве их народных песен можно распознать подражание крику птиц, обликом и голосом сильно напоминающих наших уток. Наверное, склонность к такому подражанию легко возникает у народа, который в некоторых местностях (как, например, Казань, Астрахань, Камчатка и Сибирь) все еще очень близок к скотскому состоянию и весьма привержен охоте. Напевам их народных песен свойственно также и то. что почти нее они начинаются в мажоре и заканчиваются в миноре. Нельзя даже сказать, что это производит плохое впечатление, особенно когда напев исполняется верно, но все же это не вполне соответствует природе ме лодики. Легко понять, какое жуткое воздействие должна производить такая музыка, спетая отрядом казаков. И почти непостижимо, как могут русские девушки считать нечто подобное прекрасным» - писал в конце XVIII века немецкий эстетик и ученый Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт. Россия, действительно, воспринималась в Европе в XVIII веке как загадочная холодная «скифия» - страна холода, мрака и диких нравов, непонятных цивилизованному европейцу. Однако все страшилки о России в кругу европейских музыкантов отступали в сторону рядом со слухами о щедрости российских властителей и возможностью хорошо заработать в Петербурге или Москве. В свои первые годы жизни в Вене Бетховен даже задумывается о гастрольной поездке в Петербург с целью получить приличный гонорар, однако его гораздо более прагматичный покровитель, князь Карл Лихновский, вместо этого устраивает ему поездку в Прагу и Берлин. В кругу бетховенских знакомых было не мало людей, так или иначе связанных с Россией. А во время Венского конгресса 1814 года композитор даже был представлен Императрице Елизавете Алексеевне и получил из ее рук драгоценный подарок. Благодаря Бетховену в историю музыки навсегда вошли имена двух русских князей, имевших прямое отношение к возникновению подлинных шедевров. Один из них, князь Андрей Кириллович Разумовский был русским послом в Австрии, светским фатом и душой венского высшего общества. Разумовский заказал Бетховену струнные квартеты, предварительно подарив ему сборник «Собрание народных русских песен» Ф. Львова и И. Прача. В 1804 году, в том самом году, когда родился классик русской музыки М.И. Глинка, Бетховен приступает к выполнению заказа, используя в своих совершенно новых по духу квартетах цитаты из русских-народных песен, таким образом став первым великим композитором, обратившимся именно к русскому фольклору. С князем Н.Б. Голицыным Бетховен был связан в последние годы своей жизни. Князь, который общался с гением посредством писем на французском, стал инициатором создания поздних квартетов Бетховена, а также организатором первого в мире полного исполнения его «Торжественной мессы», прошедшее в Петербурге 26 марта (по старому стилю) 1824 года.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»