Новости
Согласие на использование cookies
«Приношение от Петербурга»: в цикле концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова Петербургская филармония объединила ведущие коллективы города

Петербургская филармония посвятила цикл из шести концертов 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова — одного из крупнейших русских композиторов прошлого века, редкого мелодиста, которому в эпицентре XX столетия удалось найти ясный, гармоничный, искренний музыкальный язык. С 9 по 23 октября ключевые сочинения Георгия Свиридова, неоднократно выступавшего на филармонических сценах, прозвучали в исполнении ведущих петербургских коллективов.
«Георгий Свиридов — не только один из крупнейших русских композиторов XX века, но и музыкант, теснейшим образом связанный с Ленинградской – Петербургской филармонией и ее оркестрами. Свидетелями первых композиторских успехов Свиридова стали филармонические залы, одними из первых исполнителей его музыки — филармонические коллективы, — рассказывает Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Выстраивая программу цикла, посвященного юбилейной дате, мы стремились отразить в ней все периоды творчества композитора — от самого раннего (Симфония ми минор написана в 1937 году, в период учебы в Ленинградской консерватории) до сочинения 1980-х годов, Хорового цикла на стихи Александра Блока “Песни безвременья”, а также многообразие жанров, в которых работал Свиридов».

При этом Евгений Петровский подчеркивает, что для филармонии было важно объединить в числе исполнителей ведущие петербургские коллективы, чтобы цикл к 110-летию со дня рождения композитора стал своего рода приношением от всего нашего города. Прежде всего это оба филармонических оркестра — Заслуженный коллектив России и Академический симфонический оркестр, а также Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и Симфонический оркестр «Таврический», Хор Михайловского театра, Концертный хор Санкт-Петербурга и Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки.
Цикл концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова открылся 9 октября. Впервые в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Симфония для большого оркестра Георгия Свиридова — сочинение, долгие годы считавшееся утраченным — её исполнил Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова. В этот вечер также прозвучал Второй фортепианный концерт Рахманинова, солировал Олег Вайнштейн.
По словам Александра Титова, художественного руководителя и главного дирижёра Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, для коллектива исполнение Симфонии стало особым событием: «Мы прежде записывали эту музыку, но в концертном зале сегодня исполнили ее впервые. Такого рода симфонических произведений у Свиридова немного, поэтому каждая находка — редкость. В симфонии слышно песенное начало, интонации русской и украинской народной музыки. Всё это тональный, очень живой музыкальный язык».

12 октября Симфонический оркестр «Таврический» под руководством Михаила Голикова представил знаменитую сюиту «Время, вперед!», Маленький триптих и фрагменты из театральной и киномузыки Исаака Дунаевского, Хачатуряна, Гладкова, Дашкевича, Рыбникова и других композиторов.
14 октября в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки под управлением Владимира Беглецова прозвучал «Пушкинский венок», кантата «Курские песни», а также хоровой цикл «Песни безвременья».
Кульминацией цикла стало выступление Заслуженного коллектива России под управлением Александра Соловьева 16 октября. Прозвучало одно из самых значительных произведений композитора — «Поэма памяти Сергея Есенина», солист — тенор Сергей Кузьмин. Также в программу вошёл Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, солировал Иван Бессонов.
«Музыка Георгия Васильевича Свиридова, величайшего композитора России, с годами становится всё более значимой, даже насущной. Мне представляется особенно важным, чтобы "Поэма памяти Сергея Есенина", созданная им в 1956 году, была исполнена не в “музейном”, “застывшем” варианте, а прозвучала бы современно, заставила услышать себя по-новому» — сообщил Александр Соловьев.
Симфонические иллюстрации к повести Пушкина «Метель» исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Андрея Аниханова 21 октября. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни. Также прозвучали фрагменты из опер Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, солистка — сопрано Динара Алиева.
Цикл завершился 23 октября вечером в Малом зале. Программа объединила камерные сочинения Свиридова: фортепианная Соната, посвященная художественному руководителю филармонии Ивану Соллертинскому, Песни на слова Роберта Бёрнса и другие произведения. На сцену вышли бас Владимир Байков, скрипачка Маргарита Гинц, виолончелист Андрей Иванов и пианист Иван Александров.
Связям Георгия Свиридова с Ленинградской филармонией посвящена статья на сайте digital-проекта «Столетие филармонии».
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»