Новости
Согласие на использование cookies
Гром-машина, ветряная машина, орган, альпийские колокольчики: исполнением грандиозной симфонии завершится первый совместный сезон Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии и дирижера Димитриса Ботиниса

30 июня в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр завершит первый сезон, прошедший под руководством Димитриса Ботиниса – художественного руководителя и главного дирижера коллектива. Прозвучат шедевры мировой музыки: Концерт № 27 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта и «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса, для исполнения которой требуется грандиозный состав оркестра и необычные музыкальные инструменты. Одним из важных событий вечера станет дебют на сцене Большого зала пианиста Константина Емельянова – лауреата многочисленных конкурсов, в том числе – Международного конкурса имени Чайковского.
Оба сочинения программы стали итоговыми: Концерт № 27 завершает блестящую череду концертов Моцарта, а «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса является последним опытом композитора в симфоническом жанре и одновременно одним из последних сочинений великой романтической традиции, восходящей к Бетховену.
Многое свидетельствует об «итоговости» этой музыки – например, роскошная, до избыточности, оркестровка: Рихард Штраус включил в партитуру такие экзотические инструменты, как гром-машина, ветряная машина, альпийские колокольчики. В исполнении задействованы и такие нечасто встречающиеся в симфонических сочинениях инструменты, как орган, геккельфон, вагнеровские тубы.

Расширенного инструментария потребовала художественная идея сочинения: от первых до последних нот симфония – это история начинающегося с рассветом подъема в Альпы и возвращения домой с наступлением ночи. Композитор оставил в партитуре подробные указания, по которым можно без труда проследить этот путь: мимо водопада, цветочного луга и высокогорного пастбища, сквозь туман и грозу. Существует и метафорический взгляд на содержание этой музыки, согласно которому слушателям в звуках являются события человеческой жизни.
О назначении одного из самых ярких дирижеров нового поколения Димитриса Ботиниса художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии было объявлено в мае 2024 года.
Одним из лучших российских симфонических коллективов, Академический симфонический оркестр работал без главного дирижера с 2018 года, когда Александр Дмитриев, возглавлявший оркестр с 1977 года, принял решение оставить свой пост: маэстро был удостоен почетного пожизненного титула дирижера-лауреата коллектива. C 1968 по 1976 год оркестр возглавлял Юрий Темирканов.
«Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось, чтобы она была живая, красочная и – энергичная», – отмечал Димитрис Ботинис в сентябре 2024 года, перед официальным открытием первого сезона в новом статусе.
30 сентября коллектив и дирижер открыли первый совместный сезон исполнением Симфонических танцев Рахманинова и Симфонии-концерта для виолончели с оркестром Прокофьева, солировал Александр Рамм.
В течение сезона 2024-2025 Академический симфонический оркестр и Димитрис Ботинис представили публике такие масштабные партитуры, как Десятая симфония Шостаковича (3 ноября, во втором отделении прозвучал Концерт № 20 Моцарта, солист – Дмитрий Шишкин), Первая симфония Рахманинова (21 декабря, в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», прозвучали также Вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда» Вагнера и Виолончельный концерт Элгара, солистка – Мария Зайцева), Четвертая симфония Малера и Скрипичный концерт Берга (16 февраля, солисты – сопрано Анна Денисова и скрипач Никита Борисоглебский); Четвертая симфония Прокофьева (16 мая, прозвучал также Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – Алексей Мельников).
Одним из наиболее значимых событий филармонического сезона стал концерт 10 мая, ставший одновременно кульминацией обширной концертно-выставочной программы, подготовленной Петербургской филармонией к 80-летию Победы: в этот вечер Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича была исполнена сводным оркестром, объединившим Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии и Новосибирский академический симфонический оркестр – коллективы, возглавляемые Димитрисом Ботинисом. 22 июня два оркестра вновь объединились под управлением дирижера, чтобы исполнить Седьмую симфонию уже в Новосибирске.
Следующий сезон Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии откроет под управлением Димитриса Ботиниса 28 сентября: прозвучат симфоническая медитация «Забытые приношения» Мессиана, сюита из балета «Жар-Птица» Стравинского и Первый фортепианный концерт Равеля, солист – Николай Луганский.
В числе программ, входящих в филармонические абонементы, на сезон 2025-2026 в исполнении оркестра и дирижера к настоящему моменту анонсированы: Первая симфония Малера и Скрипичный концерт Мендельсона (9 ноября, солист – Гайк Казазян. В рамках абонемента «Академический симфонический оркестр филармонии»), Седьмая симфония Прокофьева, музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, Скрипичный концерт Глазунова (24 января, солист – Никита Борисоглебский. Абонемент «Популярная классика»), Девятая симфония Шуберта и фантастические вариации на тему рыцарского характера «Дон Кихот» Рихарда Штрауса (22 февраля, солисты Борис Андрианов и Даниил Меерович. Абонемент «Академический симфонический оркестр филармонии»), Первый фортепианный концерт Брамса и Виолончельный концерт Элгара (10 апреля, солисты – Илья Папоян и Александр Рамм. Абонемент «Филармония и Дом музыки»), Вторая симфония Рахманинова и Альтовый концерт Губайдулиной (22 мая, солист – Илья Тарасенко, ведущий – Ярослав Тимофеев. Абонемент «Классика. Новое»).
Димитрис Ботинис – победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса симфонических дирижеров имени Антонио Педротти (Италия, 2006), лауреат первой премии I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011). В 2021 году стал лауреатом Премии Президента России для молодых деятелей культуры за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность. Полная официальная биография дирижера размещена на официальном сайте Петербургской филармонии.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»