4 мая 2025

Международная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны» прошла в Петербургской филармонии и Московской консерватории

Юлия Кантор и Виталий Катков. Фото: Анна Флегонтова

26 апреля в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны». Совместный проект Петербургской филармонии и Московской консерватории приурочен к 80-летию Победы. Ведущие историки, культурологи и музыковеды представили доклады, посвященные культурной жизни общества во время блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны в целом. 26 и 27 апреля события конференции прошли в Петербурге, 28 и 29 апреля работа продолжилась в Московской консерватории.

«Я очень рада, что праздничные мероприятия, связанные с юбилеем Победы, имеют в своем составе и научные события, собственно наша конференция – это дань памяти тем, кто защищал Родину и с оружием в руках, и с музыкальными инструментами, тем, кто сохранял человечность “в нечеловечной той войне”, — обратилась к участникам конференции Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии. — История Великой Отечественной войны, сложнейший драматический путь к й Победе – это то, что составляет культурный код и код исторической памяти для всех, кому дорога история человечества и будущее человечества, ведь без прошлого не бывает будущего. Закономерно, что значительная часть докладов конференции посвящена культурной памяти и гуманитарным страницам Второй мировой войны. Мы в филармонии, которая не прекращала свою работу во время блокады, во время войны, храним память: музыкальную, историческую и документальную».

Виталий Катков и Юлия Кантор. Фото: Анна Флегонтова

Конференция организована Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного в июне 2024 года.

«Мне выпала большая честь открыть представительный научный форум, собравшийся, чтобы вспомнить и осмыслить историю Великой Отечественной войны. Знаменательно, что организаторами конференции выступили две авторитетнейшие организации — Петербургская филармония и Московская консерватория. Наш вуз традиционно занимает ведущие позиции в российском музыковедении, Филармония — место исторической памяти. В трудные блокадные годы в этом здании продолжалась музыкальная жизнь. Здесь состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, сюда через линию фронта добирались выдающиеся советские музыканты, чтобы выступить перед жителями осажденного города. Среди этих героических артистов были и консерваторцы», — поприветствовал участников конференции Виталий Катков, проректор по концертной деятельности Московской консерватории.

Работа конференции была разделена на секции, освещающие разные стороны музыкальной жизни Советского Союза в годы войны. Петербургская часть форума состояла из пленарного заседания и секции «Новые источники». В московскую вошли еще три тематических блока: «География тыла», «Судьбы людей — судьбы культуры» и «Творчество композиторов».

Источниковедческим акцентом были отмечены доклады большинства участников. Как показала работа конференции, музыкальная летопись Великой Отечественной войны далеко не полна. Порой из нее выпадают целые сюжеты, такие, как оперные сезоны одесских и днепропетровских артистов в Красноярске, о которых рассказала Людмила Гаврилова, или фольклорные экспедиции в Сибирь по местам сталинских ссылок, в поисках материалов о великом вожде (тема выступления Елены Битеряковой). Первую попытку систематизировать богатейший материал концертов русской и советской музыки в странах-союзниках предпринял в докладе на пленарном заседании Дмитрий Асташкин. И даже о таком известном явлении, как концертная жизнь Большого зала Ленинградской филармонии в годы войны, существует множество неизвестных свидетельств, в чем могли убедиться слушатели доклада Юлии Кантор.

Целью многих выступлений было уточнение биографии или даже возвращение имен музыкантов — фронтовиков и участников концертной жизни страны. Так, сотрудники архива Московской консерватории Раиса Трушкова и Ксения Середкина проинформировали о большой работе по идентификации студентов и сотрудников вуза, участвовавших в боевых действиях. С большим интересом было встречено сообщение о деятельности в военные годы директора Ленинградской консерватории П.А. Серебрякова. Портрет этого тонкого музыканта и блестящего организатора представил Павел Дмитриев, внук Павла Алексеевича.

Как ожидалось, важным сквозным мотивом конференции стала мобильность музыкальной жизни и возникновение новых связей между различными республиками и регионами Советского Союза. Запомнились, в частности, многочисленные выступления ученых из стран СНГ и регионов России, в которых история эвакуации со всеми ее сложностями представала в итоге в позитивном ключе — как импульс к формированию национальных композиторских школ и регулярному исполнению классической музыки.

Многие выступления были отмечены серьезной аналитической работой авторов с историческими документами. Так, Дмитрий Белов не просто представил песни, опубликованные во фронтовых газетах, но рассказал о том, какие трудности и какие открытия ожидают современного ученого, выясняющего обстоятельства создания каждого из этих текстов. Марина Раку изложила результаты интереснейшего исследования работы С.С. Прокофьева над кинематографическими проектами военных лет.

Свидетельством высокого научного уровня мероприятия станет сборник статей по материалам конференции, который подготовит к печати Московская консерватория.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»