Новости
Юрий Темирканов. Некрологи
Артист Заслуженного. Умер Юрий Темирканов
«Кроме феноменальной мануальной техники <...> Темирканов всегда обладал огромным внешним и внутренним обаянием, неизменно притягивавшим к нему людей».
2 ноября 2023 г.
Ушел из жизни Юрий Темирканов
«Творческая манера Темирканова самобытна и отличалась яркой экспрессивностью. Он был чуток к особенностям стилей композиторов разных эпох и тонко, вдохновенно интерпретировал их музыку. Его мастерство отличалось виртуозной дирижерской техникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла. Особенно значительна роль Юрия Темирканова в пропаганде русской классической и современной музыки как в России, так и в других странах мира».
2 ноября 2023 г.
Mr. Temirkanov was known for his expansive and colorful performances of Russian music and especially of the works of Pyotr Ilyich Tchaikovsky, Sergei Rachmaninoff, Sergei Prokofiev and Dmitri Shostakovich, the last of whom he worked with personally.
Темирканов известен масштабными и яркими интерпретациями русской музыки, в особенности произведений Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича, с которым ему довелось поработать лично.
He recorded all of the Tchaikovsky symphonies as well as the composer’s most celebrated opera, “Eugene Onegin.” As an interpreter of Gustav Mahler, he found a middle ground between the angst-ridden, confessional performances of the 1960s and the cooler spirit espoused by later generations of conductors.
Он записал все симфонии Чайковского, а также самую известную оперу композитора – “Евгений Онегин”. Исполняя Малера, Темирканов держался золотой середины между устрашающе откровенными прочтениями 1960-х и более отстраненным подходом последующих поколений дирижеров.
Like past masters such as Leopold Stokowski and Pierre Boulez, Mr. Temirkanov never used a baton, believing that he could lead more precisely without one. He was never much for podium glamour, preferring the role of master facilitator working among colleagues, letting the musicians play within a controlled but unfettered framework.
Как и великие дирижеры прошлого, Леопольд Стоковский, Пьер Булез, маэстро Темирканов никогда не использовал палочку, убежденный в том, что без нее жест становится точнее. Он никогда не выставлял работу дирижера напоказ, а предпочитал был опытным наставником для своих коллег, давая музыкантам возможность играть без жестких рамок, но под его чутким наблюдением.
At times, he made an unusual motion with his left hand, wriggling it around as if shaking off a residue of water, but he always kept his right hand steady and exact — a combination that was fascinating to watch.
Порой он делал своеобразное легкое движение левой рукой, будто стряхивал с нее капли воды, а жесты правой руки при этом всегда были ясными и строгими. Следить за таким сочетанием было невероятно увлекательно.
2 ноября 2023 г.
Anyone who heard the Beethoven Violin Concerto Temirkanov conducted with the BSO in 2006, with soloist Julia Fischer, still likely treasures the experience. He paired it with a probing rendition of Shostakovich’s First Symphony, which was equally memorable. When he was no longer a regular presence in these parts, his confident way with Russian music was sorely missed. The BSO has republished its tribute to Temirkanov from the time he left his post there, and his last stand with that orchestra in 2016 featured a superbly rarefied Tchaikovsky Fourth.
Наверное, каждый, кто слышал в 2006 году Скрипичный концерт Бетховена в исполнении Юлии Фишер и Балтиморского симфонического оркестра под управлением Юрия Темирканова, до сих пор хранит в памяти этот вечер. Он также дирижировал тогда Первой симфонией Шостаковича, которая осталась точно так же памятна.
Когда Юрий Темирканов перестал регулярно появляться здесь, его уверенного подхода к русской музыке стал очень не хватать. Бостонский симфонический оркестр проявлял уважение дирижеру и после того, как он покинул свой пост, его последнее выступление с этим оркестром в 2016 году включило великолепно утонченную Четвертую симфонию Чайковского.
His conducting style was above all minimal, in the style of magisterial conductors of a previous age.
Стиль дирижирования Темирканова был прежде всего очень сдержанным, в духе авторитетных дирижеров прошлого века.
2 ноября 2023 г.
Onorario dell'Accademia Nazionale di Santa Cecilia dal 2015 e Accademico Onorario dall'aprile 2007, Temirkanov aveva debuttato sul podio dell'Orchestra e del Coro della fondazione musicale della capitale nel 1979 e con la quale da allora ha mantenuto un rapporto continuativo e artisticamente importante. La sua ultima direzione sul podio dell' orchestra ceciliana risale al giugno del 2017.
Пожизненный почетный дирижер оркестра и хора Национальной академии Санта-Чечилия с 2015 года, почетный академик Академии Санта-Чечилия с апреля 2007 года, Юрий Темирканов дебютировал за пультом оркестра и хора Академии в 1979 году и с тех пор поддерживал с ними постоянные, важные в художественном смысле отношения. Его последнее выступление с оркестром Академии Санта-Чечилия состоялось в июне 2017 года.
"La perdita di Yuri Temirkanov è una gravissima ferita - ha detto Michele dall' Ongaro,, presidente-sovrintendente dell' Accademia NAzionale - perché il rapporto con il nostro Coro e la nostra Orchestra è stato lungo e intenso e costellato da tappe fondamentali per la costruzione della storia della nostra Istituzione. L'arte di Temirkanov, la sua capacità, la sua intelligenza, il suo modo ineguagliabile di modellare la musica, il suono ricco di storia, di morbidezza e di intelligenza che riusciva ad ottenere dalle nostre compagini rimangono esempi ineguagliati di civiltà musicale e non solo. Lo piangiamo con grandissima tristezza e riconoscenza"
«Потеря Юрия Темирканова — это очень серьезная рана, — сказал Микеле даль Онгаро, президент-суперинтендант Национальной академии Святой Цецилии, — Его отношения с нашим хором и оркестром были продолжительными, интенсивными, в них отразились фундаментальные этапы в истории нашей Институции. Искусство Темирканова, его способности, интеллект, его несравненный способ создания музыки, богатый историей, мягкий звук, который он извлекал из наших коллективов, остаются беспрецедентными образцами для музыкальной цивилизации и за ее пределами. Мы скорбим о Юрии Темирканове с большой печалью и благодарностью».
2 ноября 2023 г.
A specialist in works by Russian and Soviet composers, his discography is a rich treasure-trove of quintessentially Russian performances.
Выдающийся интерпретатор произведений русских и советских композиторов. Его дискография — настоящая сокровищница истинно русского исполнительства.
He was also - perhaps anomalously, in view of his extensive reputation as a conductor of Russian orchestral works - an acclaimed Verdi interpreter, serving as Music Director of the Teatro Regio di Parma in the early 2010s. Numerous recordings resulted, in particular highly successful accounts of La Traviata and Il Trovatore.
И кому-то может показаться удивительным, что Темирканов также был признанным интерпретатором музыки Верди, он занимал должность музыкального руководителя театра Реджо в Парме в начале 2010-х. Благодаря этому появилось множество аудиозаписей, в том числе невероятно популярные версии «Травиаты» и «Трубадура».
Temirkanov was a keen promoter of contemporary repertoire; in an interview in 1997 with Chicago-based radio presenter Bruce Duffie he reminisced about the sensation of rehearsing Shostakovich’s works with the composer himself present to, as Duffie put it, “supervise”. He also cited Shchedrin’s The Dead Souls, which he himself had premiered, as one of the best operas of the twentieth century.
Темирканов был ярым пропагандистом современного репертуара. В интервью 1997 года радиоведущему из Чикаго Брюсу Даффи он вспоминал о том, как проходили репетиции произведений Шостаковича в присутствии самого автора (Даффи предложил использовать слово «наблюдение»). Темирканов также назвал оперу Щедрина «Мертвые души», премьерой которой он дирижировал, одной из лучших опер 20 века.
3 ноября 2023 г.
On stage Temirkanov, who conducted without a baton, was an aloof figure, scowling his way through a concert.
На сцене Темирканов, дирижировавший без помощи палочки, был отстраненным человеком, сосредоточенным и даже хмурым на протяжении всего концерта.
The musical results, especially in the Russian repertoire of Tchaikovsky, Rachmaninov and Shostakovich, were high-voltage affairs. “Temirkanov leapt into the arena with a performance of Glinka’s Russlan and Ludmilla Overture which fairly sizzled with vitality and power. No holds barred here,” noted a Daily Telegraph critic approvingly in 1978.
Музыкальные результаты, особенно в русском репертуаре – музыке Чайковского, Рахманинова и Шостаковича – отличались высочайшим накалом. «Темирканов возник на сцене с исполнением увертюры «Руслан и Людмила» Глинки, которая искрилась жизненной силой. Никаких преград здесь не существовало», — отмечал критик Daily Telegraph в 1978 году.
Temirkanov had little truck with being a star conductor. He was unimpressed when the city of Baltimore bestowed on him local-hero status, especially the excitement caused when he visited a jazz club. “I like jazz,” he shrugged. “I like good musicians. It doesn’t matter what they play.”
Юрию Темирканову не нравилось быть звездным дирижером. Он не был впечатлен статусом героя, который обрел в Балтиморе, где возглавлял оркестр. Особенно не в восторге он был от ажиотажа, вызванного его визитом в джаз-клуб: «Я люблю джаз, – пожал он плечами, – Я люблю хороших музыкантов. Не имеет значения, что именно они играют».
3 ноября 2023 г.
A former Music Director of the St Petersburg Philharmonic and the Baltimore Symphony Orchestra, as well of a Principal Conductor of the Royal Philharmonic Orchestra, among many other associations with orchestras and opera companies, Temirkanov was particularly admired for his interpretations of the Russian repertoire, from Tchaikovsky to Shostakovich, Prokofiev and Rachmaninov.
Художественный руководитель Петербургской филармонии, бывший руководитель Балтиморского симфонического оркестра, главный дирижер Королевского филармонического оркестра, сотрудничавший со множеством других оркестров и оперных театров, Юрий Темирканов вызывал особое восхищение своими интерпретациями русского репертуара, от Чайковского до Шостаковича, Прокофьева и Рахманинова.
Gramophone’s David Gutman, reviewing a series of DVDs of live performances of Tchaikovsky’s Symphonies Nos 4-6 (on BelAir) in February 2014: “With his home team, Temirkanov nonetheless unleashes brawny brass, unvarnished caustic or flat-toned winds, grainy yet febrile strings (like a swarm of Vengerovs) with no attempt to mask the lack of refinement arising from the particular instruments employed. Did Tchaikovsky compose with something like this brass sound in mind, harsh and vibrato-laden when compared with what the West has to offer?’ Gutman went on to conclude his review: ‘All in all this is supple, stupendous, indubitably idiomatic Tchaikovsky.‘
Дэвид Гутман, рецензируя серию DVD с живым исполнением Симфоний №№ 4–6 Чайковского в феврале 2014 года, писал: «Со своим родным оркестром Темирканов, тем не менее, высвобождает мускулистые духовые, неприукрашенные едкие или плоские духовые, зернистые, но лихорадочные. струнные (как рой Венгеровых), не пытаясь замаскировать недостаток утонченности, присущий конкретным используемым инструментам. Сочинял ли Чайковский что-то вроде этого медного звука, резкого и насыщенного вибрато по сравнению с тем, что может предложить Запад?» Гутман продолжил свой обзор: «В целом это гибкий, изумительный, несомненно идиоматический Чайковский».
3 ноября 2023 г.
«В историю он и вошел как один из лучших, а в какой‑то степени и лучший интерпретатор русской симфонической музыки XIX – XX веков. Он прекрасно отдавал себе отчет, что ставит "Евгения Онегина" и "Пиковую даму" Чайковского в Кировском театре как непрофессиональный режиссер, но уж очень ему хотелось услышать и увидеть сочинения любимого композитора во всем следовавшими букве пушкинского слова».
«Темирканов никогда не гнался за репертуаром, предпочитая играть любимое. Так же, как приглашать на свой фестиваль "Площадь искусств" только друзей, проверенных временем, прекрасно понимая, что в мире кроме них есть много очень хороших музыкантов, а жизнь коротка и надо насладиться встречами с любимым. Поэтому на венских классиков — Моцарта, Бетховена, иногда Гайдна у него всегда находилось время и желание. Любил Дворжака, Равеля, Дебюсси, Шумана, Шуберта, Элгара, редко Россини».
«Он постоянно проводил мастер-классы в Институте Кертиса в Филадельфии, об одном из которых вспоминает сегодня маэстро Пааво Ярви: „Это был один из величайших дирижеров ХХ века, настоящий маэстро в старом смысле этого слова, большой специалист в области русской музыки, выдающаяся, грандиозная личность, каких в наше время остается все меньше. Никогда не забуду встречи с ним в школе Кертиса, когда он приезжал работать с Филадельфийским оркестром дирижировать «Петрушку» Стравинского, и это был лучший «Петрушка», которого мне когда‑либо довелось услышать“. Юрия Темирканова и его оркестр ждали в Европе и за океаном прежде всего с программами русской музыки — Чайковским, Рахманиновым, Прокофьевым, Шостаковичем, Стравинским…».
«Певец-философ Герне сказал о нем почти как Гете в разговорах с Эккерманом: „Маэстро Темирканов — легендарный дирижер. В этом уходящем поколении музыкантов восхищает глубина процесса сотворения музыки. Сегодня очень мало дирижеров могут себе позволить такое «рукописное» искусство, которым способны заниматься без усилий, никому ничего не доказывая, щедро делясь своей мудростью“».
7 ноября 2023 г.
In the Russian repertoire with which he was most closely associated — Tchaikovsky, Rachmaninoff, Prokofiev — Mr. Temirkanov drew bold, rich sounds from his orchestras, each phrase laden with meaning. But he also found subtleties in the understated works of Haydn.
Critics praised his ability to shape extended lines with minimal hand gestures — he eschewed the baton — but were puzzled by what some called his unpredictability and inconsistency.
В русском репертуаре, с которым он был наиболее тесно связан — Чайковский, Рахманинов, Прокофьев — Юрий Темирканов извлекал из своих оркестров смелые, богатые звуки, каждая фраза была наполнена смыслом. Но он извлекал тонкости и из сдержанных сочинений Гайдна.
Критики хвалили его способность формировать длинные линии минимальными жестами рук (он не использовал дирижерскую палочку), но были озадачены тем, что некоторые называли его непредсказуемостью.
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»