Произведения

Данте-симфония № 5 «Рай»

Борис Иванович Тищенко еще при жизни был признан одним из выдающихся симфонистов современности. Симфоническое мышление определяло все его творчество, и каждый симфонический цикл решался им по-новому. Главным замыслом своей жизни Тищенко считал продолжающий эпическую традицию русской музыки цикл «Данте-симфоний». Он стремился «охватить в пяти симфониях все содержание «Божественной комедии» Данте, включая предысторию. Причем передать основные образы и события поэмы исключительно в симфонических формах» (Б. Тищенко).

Свою заключительную, Пятую «Данте-симфонию» автор предваряет словами: «Дантовский Рай не менее грустен, чем Чистилище и не менее страшен, чем Ад. Причиной тому – неизбежное, уже окончательное прощание с Беатриче, приближение к настоящему, всекосмическому Божеству, непознаваемому и непредсказуемому, и еще потому, что Данте не может забыть о бесчинствах, творящихся на Земле».

Композитор остался верен своему творческому кредо: «Музыка – это разговор души с Богом». Оно может показаться архаичным, но только не в отношении Бориса Тищенко, отстаивавшего своей музыкой ренессансные идеалы высокого искусства.

Мировая премьера симфонии состоялась в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Николая Алексеева 21 февраля 2009 года в Большом зале Петербургской филармонии.

 

Часть I

Данте и Беатриче возносятся на Первое небо – небо Луны. Две ее обитательницы в свое время дали обет пребывания в монастыре, но насильно были выданы замуж. «… всякая страна на небе – Рай, хоть в разной мере, ибо неравно милостью орошена» – полагает Данте.

На Меркурии (Второе небо) пребывает император Юстиниан, создавший знаменитый кодекс римского права. Он славит Римского орла – символ государственной мощи и справедливости. Там же – оклеветанный Ромэ де Вильнёв, преданный слуга графа Прованского.

На Третьем небе (на Венере) обитают души любвеобильных – Карл Мартелл, распутница Куницца да Романо, обратившаяся к делам милосердия, трубадур Фолько Марсельский и библейская блудница Раав, помогшая Иисусу Навину взять Иерихон.

 

Часть II

«… полюбуйся… на мастерство Художника» (Р., X, 10-11).

Солнце (Четвертое небо). Перед Данте и Беатриче – хоровод двенадцати мудрецов. Среди них – Фома Аквинский, царь Соломон, Боэций… «И как часы зовут нас в час рассвета… и зубчик гонит зубчик и ведет, и нежный звук “тинь-тинь” – такой блаженный, что дух наш полн любви, как спелый плод…». Вокруг первого начинает кружиться второй хоровод из двенадцати мудрецов (24 – священное число для Данте, ибо столько книг в Ветхом завете).

На Пятом небе – небе Марса, где обитают воители за веру, – Данте и Беатриче лицезреют крест, составленный из блаженных душ, в центре которого – Иисус Христос. Данте встречает душу своего доблестного прадеда Каччавигды, что пророчит поэту: «… ты будешь знать, как горестен устам чужой ломоть, как трудно на чужбине сходить и восходить по ступеням».

Подлетая к Шестому небу, Данте и Беатриче видят гигантское тело Юпитера, принявшего форму Римского орла и состоящего из сонма праведных душ. Звуковой комплекс разрастается до кластера, заполняющего весь диапазон оркестра. Все инструменты сводятся в одну ноту – орлиный глаз раскрывается…

 

Часть III

Седьмое небо. Сатурн. «Я лестницу увидел восходящей так высоко, что взор мой был сражен». Музыка умолкает, звучит, нарастая, топот ног. Души умерших «… умолкшего обстали и столь могучий испустили крик, что здесь подобье сыщется едва ли. Слов я не понял; так был гром велик» (Р., XXI, 139-142). По легенде, Данте перед смертью замуровал последние 13 песен (начиная с этой, 21-й) «Рая» в стену своего жилища; приведенная цитата вполне объясняет поступок поэта.

Перед возносящимися Данте и Беатриче разверзается Восьмое, Звездное небо (в то время еще не были открыты Уран, Нептун и Плутон). Когда читаешь последние терцины 22-й песни «Рая», вспоминаешь слова Алексея Леонова, впервые вышедшего в открытый космос. Что это? Безудержная фантазия поэта или нечто большее?

Девятое небо. Перводвигатель. Часики, заведенные в 10-й песне, начинают двигать всю небесную механику. Сквозь музыку сфер прорезается первая тема Беатриче в исходной тональности – ми мажор. Беатриче возносится в лепестки Райской розы. Рядом с Данте вместо нее оказывается Бернард Клервосский, последний наставник поэта. Всем улыбается Дева Мария.

И вот Данте узревает радужные круги, которые, постепенно разгораясь, превращаются в ослепительный свет, исходящий от Божества.

В оркестре проходят все 24 терции хроматического звукоряда. Симфония завершается в тональности ре-бемоль мажор, тональности Любви и Бога.

 

Борис Тищенко

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»